Результаты исследования
Страница 2

В первом столбце представлены имена испытуемых; во втором - номер ступеньки на, которую ребенок поставил себя сам; в третьем - номер ступеньки на которую, как считает ребенок, его поставят родители; в четвертом - номер ступеньки на которую, как считает ребенок, его поставят воспитатели; и наконец, в пятом - номер ступеньки на которую, как считает ребенок, его поставят дети.

Дети проявляли большой интерес к своим отношениям с другими людьми и с готовностью участву­ют в беседе на данную тему.

При оценке результатов, прежде всего, уста­навливалось отношение ребенка к себе. Боль­шинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом дети, поставившие себя на са­мую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к са­мым лучшим), практически не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причина­ми, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

Отношение других людей к ребенку вос­принимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие окружающие (родители, сверстники, а также воспитатель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившийся у ребенка самооценки является соотношение оценок “за себя” и “за маму”.

I Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами поставят себя немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху.

Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценки себя как личности.

II Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

- действительно благополучных;

- инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

- “компенсирующих” (выдающих желаемое за действительное).

III Дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. В. Г. Щур считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят. По данным автора, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.

В таблице 2 приведены результаты самооценки дошкольников по методике “Лесенка”:

Таблица 2

наиболее благополучный вариант самооценки

высокое мнение ребенка о себе

неблагополучный вариант самооценки

наиболее благополучные дети.

действительно благополучные дети

инфантильные дети.

“компенсирующие дети”.

неблагополучные дети.

Егор А.

Полина Б.

Влад С.

Марк М.

Арина А.

Аня Г.

Данил Б.

Егор Б.

Миша В.

Катя Д.

Петя Ш.

Леша Д.

Милена Г.

Алекса Б.

Слава Л.

Катя Т.

Миша М.

Лера М.

Соня Ш.

Полина М.

Лиза Н.

Соня С.

Таня С.

Миша Ш.

Вадим П.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Религиозный конфликт
Под религиозным конфликтом мы понимаем противостояние представителей различных вероисповеданий или противоборство внутри одной конфессии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию. Религиозная нетерпимость выражается в самых различных формах: обвинение представителей другой религии в социальных бедах, разжигание конфликтов и во ...

Свойства и функции восприятия. Активность
Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Анализ движения рук и глаз выделены в два класса. В первый класс входят поисковые и установочные движения, с помощью которых осуществля ...

Помощь родильнице.
Первый час после родов – очень важное время для матери и малыша. Оно может до некоторой степени определить, как ребёнок будет относиться к матери, что, в свою очередь, может повлиять на его отношения с другими людьми и с миром, его окружающим. Этот критический период после родов может сильно повлиять на способность человека любить и воо ...