Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации. Конфликтность
молодой семьи как объект исследований в научной литературеСтраница 4
Согласно Алешиной Ю.Е. (1989), в жизни супружеской пары есть два таких кризиса: примерно 6 лет совместной жизни и 18 лет. Кризисы характеризуются изменением поло-ролевой дифференциации в диаде, поэтому «традиционализация» отношений (более жесткое распределение ролей) благоприятна для эффективного решения задач в молодых семьях и положительно связана с удовлетворенностью браком.
Существование такой динамики изменения конфликтности косвенно доказывают результаты Н.Ф. Федотовой (1983), изучавшей проблему главенства в семье. Она обнаружила, что при патриархальном укладе мотивом признания мужского главенства женой является участие мужа в организации досуга и в формировании психологического климата (в меньшей степени - в организации быта и в воспитании детей). В современных семьях совместное главенство основано на протекании процессов, схожих с процессами лидерства в неофициальных группах. В таких семьях, согласно Федотовой, конфликтность может быть высокой при несовпадении мнений о главенстве. В матриархальных же семьях брак был так или иначе разлажен - жена участвовала во всех сферах семейной жизни, а женское главенство часто коррелировало с пьянством мужа.
Не существует единого мнения относительно влияния на конфликтность психологической совместимости членов семьи. Так, Обозов Н.Н. (1995) определял совместимость как эффект взаимодействия, характеризующийся возможной субъективной удовлетворенностью друг другом и ощущением целостности, единства друг с другом. В то же время, Волкова Е.А. (1979) понимает под ней такое соотношение характеристик членов группы, при котором группа наиболее эффективно выполняет свои функции. При этом данный ученый приписывает совместимости супругов два аспекта: 1) совместимость по реализации функций семьи (согласованность установок на семейный уклад и распределение ролей); 2) личностная совместимость. Кроме того, согласно Волковой Е.А., у совместимых супругов характеристики, значительно опосредованные воспитанием и условиями развития, имеют тенденцию к подобию, а характеристики, обусловленные преимущественно наследственностью - к контрасту.
Последняя часть утверждения вторит мнению А. Аугустинавичюте (1987), которая считает наиболее гармоничными те пары, где супруги имеют противоположные типы характеров: например, сочетание открытого, общительного человека и замкнутого.
Следовательно, особенности взаимодействия в конфликте определяются имеющимися стереотипами поведения каждого из партнеров. К примеру, один из молодых супругов в ситуации конфликта стремиться поскорее «уйти» от него, другой же привык к демонстрации своих чувств. Эти особенности поведения в конфликтной ситуации могут привести даже к распаду семьи. Один открыт, другой нет.
Специалисты утверждают, что социальное происхождение супругов, место их рождения, состав и величина родительской семьи в большей степени могут сказываться на характере семейных отношений супругов, чем их национальная принадлежность. Наследование сходных образцов и норм поведения, распространенных в среде, где выросли будущие супруги, способствует более полному взаимопониманию и единству интересов[14]. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.
Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет пять из 100[15]. Приведенные цифры свидетельствуют, что молодые семьи наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Как правило, те, кто оценивают брак родителей как идеальный, так же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чье супружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены.
Результаты реализации программы формирующего эксперимента
по развитию способов сотрудничества у детей из неблагополучных семей
В ходе проведения занятий большинство детей активно включались в работу. Эмоционально откликались на задания вводной части. Например, на первом занятии дети должны были рассказать о том, какие добрые дела они сделали. Женя М. рассказала о том, что она помогает маме по дому, Сережа Р. поделился своими впечатлениями после выходного дня, к ...
Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Цель: Выявить преобладающие мотивы учения.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал; "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в ...
Что такое болезнь отмены?
Болезнь отмены - это совокупность симптомов или болезненных признаков, связанных с зависимостью организма от того или иного вещества.
Эта болезнь может наблюдаться при уменьшении или прекращении применения любого наркотика, вызывающего физическую зависимость.
К таким наркотикам относятся героин, опий, ЛСД, первитин, димедрол и другие ...