Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Цель: Выявить преобладающие мотивы учения.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал; "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женщина, указывающая жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2 - фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Мотив получения отметки).
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
■ А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
■ С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
■ С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3).
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
· Внешний мотив - 0 баллов;
· учебный мотив - 5 баллов;
· позиционный мотив - 3 балла;
· социальный мотив - 4 балла;
· отметка - 2 балла;
· игровой мотив -1 балл;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях. Полученные результаты представлены в таблицах №3и №4 Приложения.
Методика определения школьной зрелости Я. Йирасека
Форма проведения: индивидуальная в форме беседы.
Цель: диагностика интеллектуального компонента школьной готовности (общей осведомленности).
Методика представляет собой опросник из 20 вопросов, направленных на исследование общей осведомленности ребенка.
Результаты представлены в таблицах №5 и №6 Приложения .
2.3 Анализ и обсуждение ...
Психика человека. Проблема и природа
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи ГМ субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемый от субъекта образ мира с помощью, которого он регулирует свое поведение и деятельность. Функции психики: отражение; регуляция активности; сохранение целостности организма, т е адаптация, приче ...
Психогенные сексуальные проблемы мужчин
Сексуальные расстройства в наши дни превращаются в массовое явление. Как показал опрос, проведенный в США в 1970 г., от 30 до 50 % мужчин испытывают проблемы с потенцией. Эти данные дают основания предполагать, что многие наши клиенты переживают подобные проблемы, независимо от того, по какой причине они приходят за помощью к психотерап ...