Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации. Конфликтность
молодой семьи как объект исследований в научной литературеСтраница 2
Отечественный психолог В.А. Сысенко предлагает следующую классификацию истоков супружеских разногласий:
1. Конфликты на базе неудовлетворенности сексуальной потребности;
2. Конфликты на основе неудовлетворенной потребности в ценности своего «я», нарушении чувства собственного достоинства со стороны другого партнера;
3. Неудовлетворенная потребность в положительных эмоциях: отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания;
4. На почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и т.д.;
5. Финансовые разногласия супругов;
6. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, потребности в кооперации и сотрудничестве;
7. На почве различных увлечений, разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга.
Анализ многочисленных изысканий отечественных социологов, психологов, педагогов свидетельствует о том, что малоконфликтная, стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Так, А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.
По данным одного из социологических опросов наиболее общие кризисные моменты первых лет супружества оказались весьма похожими у большинства молодых пар, хотя и существенно различающимися для мужчин и женщин. Обнаружилось, что мужчины в целом, несмотря на традиционное отношение их к сильному полу, оказались более всего чувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации. Женщины же проявили наибольшую обеспокоенность недостаточностью (с их точки зрения) проявления со стороны своих супругов чувства любви и уважения, потерей романтического тона добрачных ухаживаний. Новый, весьма сложный образ жизни, груз семейных обязанностей, неустроенность быта и прочие связанные с началом совместной жизни вещи оказываются для многих супружеских пар неожиданной, неприятной, а порой и неподъемной ношей. О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует авторитетное мнение А. Харчева и В. Мацковского, которые к числу основных причин семейных конфликтов и разводов в молодых семьях относят установку на брак как на нечто легкое[8]. Проявляется эта установка в следующих четырех факторах:
- неподготовленность молодых людей к резкому изменению образа жизни;
- сложность отношений между поколениями;
- гедонистическое отношение к браку (когда от него ждут одних только приятных неожиданностей);
- отсутствие подготовки к выполнению всего комплекта функций, необходимых в семье.
Совместное проживание молодых людей с родителями имеет свои плюсы и минусы. Мы далеки от мысли, что родители сознательно желают зла своим детям. Проблема состоит в том, что они (родители) даже после заключения брака их детьми продолжают видеть в своем сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами, навязывать им свою точку зрения и, к сожалению, нередко вмешиваются во взаимоотношения молодых[9]. Конечно, многие молодые пары прекрасно чувствуют себя под опекой родительской семьи. Да и сами родители часто способны не только на словах, но и на деле перестроить свои взаимоотношения со вступившими в брак сыном или дочерью. Мудрые родители тоже понимают молодым супругам, но делают это тактично и деликатно. Но их, пожалуй, меньшинство.
Очень часто молодые должны быть готовы не только к тому, что им придется привыкать друг к другу, узнавать и открывать друг в друге порой «неожиданные» качества, но и к тому, что придется адаптироваться и к чужим родителям.
В наши дни многие отечественные ученые считают, что молодым супругам не стоит заводить детей раньше чем через один-два года после свадьбы. Первые годы брака – самые сложные, это годы «притирки», адаптации друг к другу. В исследовании молодых семей только 57% мужчин и 60% жен согласились с утверждением: «Я почти всегда считаюсь с мнением супруга». Только половина жен и 76% мужей согласились с утверждением: «Я стараюсь спокойно разговаривать с супругом, даже если он не прав»[10].
Антропологическая мысль представителей средневекового арабского мира
Проблемы человека рассматривалась и обсуждалась в арабском мире представителями всех идейных направлений.
Выделяются три главных подхода в изучении человека: теологический, мистический, философский.
1. Представители теологического подхода (
мутакаллимы-толкователи Корана и Святого предания Сунны), признавали всемогущего, вездесущего А ...
Способности и степени их развития в художественном творчестве
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Способности — понятие динамическое, их формирован ...
Характеристика стилей педагогической деятельности
В психологии и педагогике имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению различных аспектов индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Проблемы стилевой проблематики изучались на разной методологической основе. Условно можно выделить несколько направлений, в рамках которых проводились исследован ...