ПриложенияСтраница 6
В своей работе мы оценивали адаптационные особенности первоклассников по двум уровням: нормальный уровень адаптации (дети, у которых адаптация завершилась к концу первого полугодия) и низкий уровень адаптации (дети, которые не адаптировались к концу полугодия).
Исходя из проведенных методик, к основным показателям, определяющим нормальный уровень адаптации мы отнесли: нормальный уровень тревожности учеников, их эмоциональную близость к учителю; «внутреннюю позиция школьников», направленную на содержательный характер; преобладание эффективных (учебных, социальных) мотивов учения над неэффективными (игровыми, внешними).
К основным показателям, определяющим низкий уровень адаптации первоклассников, мы отнесли: высокий уровень тревожности, эмоциональную отдаленность от учителя; «внутреннюю позицию школьника», ориентированную на дошкольные виды деятельности и формальные стороны обучения; преобладание неэффективных (игровых, внешних) мотивов учения над эффективными (учебными, социальными).
Для удобства выявления нормального и низкого уровня адаптации первоклассников мы проанализировали данные по каждому ученику, полученные при проведении методик, направленных на выявление особенностей протекания адаптационного периода при авторитарном, демократическом и либерально-попустительском стиле педагогического общения.
Наглядно, данные, полученные в результате анализа особенностей протекания адаптационного периода у первоклассников при разном стиле педагогического общения мы представили в следующей таблице.
Показатель уровня адаптации первоклассников
Показатель уровня адаптации первоклассников |
Стили педагогического общения учителя | |||||
авторитарный |
демократический |
либерально-попустительский | ||||
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% | |
Нормальная адаптация |
15 |
65,2% |
18 |
81,8% |
13 |
52% |
Низкая адаптация |
8 |
34,8% |
4 |
18,2% |
12 |
48% |
Доклад по защите
Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии!
Позвольте представить вашему вниманию наше дипломное исследование.
Следует отметить, что в настоящее время проблема влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников является достаточно актуальной, что подтверждается работами таких авторов, как Березовин Н.А., Коломинский Я.Л, Зимняя И.А., Молодцова Т.Д. и другие.
Практическая значимость работы заключается в ее ориентированности на решение проблем школьного образования и состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть использованы школьными психологами в целях проведения просветительской и консультативной работы с педагогами, с целью оптимизации условий протекания адаптационного периода у первоклассников.
По теме нашего исследования мы осуществили анализ научных публикаций в количестве 74 источников.
Нами были изучены сущность и специфика адаптационного периода у первоклассников, общая характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности и стили педагогического общения.
В рамках первого направления – сущность и специфика адаптационного периода у первоклассников мы изучали работы А.В Петровского, В.С. Мухиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Р.В. Овчаровой, Н.И. Гуткиной, которые позволили сделать вывод о том, что ребенок, не сразу становится школьником, а требуется определенный этап адаптации, в ходе которого его прежний опыт взаимоотношения с окружающими, все привычные факторы и стереотипы его поведения преобразуются в соответствии с новыми требованиями и условиями.
В рамках второго направления - общая характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности, мы изучали работы Л.С. Выготского, П. П. Блонского, Л. И. Божович, К. М. Гуревича, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, которые позволили сделать вывод о том, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения в школе.
Конфликты в педагогическом общении
Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов – неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преп ...
Социометрический
метод
Одним из распространенных методов вскрывающих групповые межличностные отношения, является социометрический метод, предложенный американским психиатром Дж. Морено. Структура группы, выявленная с помощью этого метода, получила название социометрической структуры. Благодаря быстроте экспериментной процедуры и относительной легкости количес ...
Личностные характеристики лидеров
Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Однако есть некоторые черты, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций. Как правило, лидеры более умны (но не намного более), чем их последователи. Исследования, проведенные ...