Приложения
Страница 4

Дайджест

Программа исследования:

Цель исследования: изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.

Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации младших школьников.

Предмет исследования: особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от стилей педагогического общения.

Гипотезы исследования:

1. Мы предполагаем, что наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным - авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным - либерально-попустительский стиль педагогического общения.

2. Мы предполагаем, что стили педагогического общения будут по-разному влиять на характер протекания адаптационного периода, что может проявляться в разных адаптационных особенностях первоклассников:

- демократический стиль педагогического общения будет способствовать формированию внутренней позиции школьника, повышению учебной мотивации;

- авторитарный стиль педагогического общения будет приводить к уменьшению эмоциональной близости к учителю;

- либерально-попустительский стиль педагогического общения будет приводить к снижению учебной мотивации.

Задачи исследования:

2. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Выявить учителей с различным стилем педагогического общения: авторитарным, демократическим, либерально-попустительским.

3. Определить особенности протекания и уровень адаптации у учащихся первых классов.

4. Выявить взаимосвязь между особенностями протекания адаптационного периода первоклассников и стилем педагогического общения учителей начальных классов.

5. Разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода.

Основу программы нашего эмпирического исследования составили:

1. Методика «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б.Майский и

Е.Г.Ковалева).

2. Методика «Эмоциональная близость к учителю» Р.Жиля.

3. Методика «Мотивы учения» М.Р.Гинзбурга.

4. Методика «Беседа о школе» Д.Б, Эльконина, А.Г. Венгера

Выборка: в исследовании принимали участие 10 учителей первых классов общих образовательных школ

Раздаточный материал

Для изучения протекания адаптационного периода у первоклассников в декабре месяце нами были собраны фактические данные, свидетельствующие об эмоциональном благополучии первоклассников (методика Р. Жиля «Эмоциональная близость к учителю»), о сформированности внутренней позиции школьника (методика Д.Б. Эльконина, А.Г. Венгера «Беседа о школе»), о сформированности основных мотивов учения (методика М.Р. Гинзбурга «Мотивы учения»).

Эмоциональное благополучие учащихся первых классов определялось по показателю уровня личностной тревожности, связанной с эмоциональной близостью к учителю.

Фактические данные, полученные в результате проведения методики Р. Жиля «Эмоциональная близость к учителю» представлены в таблице 1, гистограмме 1.

Таблица 1

Результаты сформированности личностной тревожности учеников 1-х классов, связанной с эмоциональной близостью к учителю

Класс

Стиль педагогического общения учителя

оценка

Высокий уровень тревожности

Нормальный уровень тревожности

 

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

 

шк.№ 29

авторитарный

15

65,2 %

8

34,8 %

шк. № 29

демократический

5

22,7 %

17

77,3 %

1б кл. шк.70

либерально-попустительский

7

28 %

18

72 %

Гистограмма 1

Результаты исследования уровня тревожности первоклассников, связанной с эмоциональной близостью к учителю

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Помощь при депрессиях
Современный подход к лечению депрессий предполагает комбинацию различных методов - биологической терапии (медикаментозной и не медикаментозной) и психотерапии. ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Сущность и специфика адаптационного п
Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно способность к адаптации обеспечивает возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Современное представление об адаптации основывается на работах Г. Селье (1960), П.К. Анохина (1975) и других психологов. Несмотря на ...

Уровни психического отражения
Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно–перцептивный, уровень представлений и вербально–логический [5. С. 10]. Рассмотрим эти уровни подробнее. В системе образного отражения сенсорно–перцептивный уровень является базов ...