Анализ результатов исследования социально-психологического
паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего
школьного возрастаСтраница 3
Значительно отличаются дети из класса традиционного обучения (2Б) по уровню тревожности. Средний уровень тревожности выявили у 43% испытуемых, выше среднего у 28%, в то время, как у детей из класса развивающего обучения (2А) показали низкий и ниже среднего – 90%. Различия между группами достоверны по критерию U Манна-Уитни, Z=-2,83, при p<0,01.
Таблица 2.2.5.
Результаты исследования уровня неполноценности в семейной ситуации у детей в классах развивающего и традиционного обучения (%)
Класс |
Уровень неполноценности (%) | ||||
Низ. |
Ниже Ср. |
Средний |
Выше Среднего |
Высокий | |
2А |
50 |
20 |
30 |
- |
- |
2Б |
65 |
22 |
13 |
- |
- |
По шкале неполноценности мы не выявили значимых различий между детьми двух классов, это можно объяснить особенностями развития самооценки детей данного возраста. Большинство детей младшего школьного возраста, как и в дошкольном детстве, оценивают себя позитивно, обладают завышенной самооценкой, в их самосознании еще не представлены сомнения относительно собственной значимости.
Таблица 2.2.6
Результаты исследования уровня враждебности у детей в классах развивающего и традиционного обучения (%)
Класс |
Уровень враждебности (%) | ||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше сред него |
Высокий | |
2А |
100 |
- |
- |
- |
- |
2Б |
50 |
50 |
- |
- |
- |
По уровню враждебности два класса имеют достоверные различия по критерию U Манна-Уитни, Z=-2,04, при p<0,04.
Однако, в целом, дети показали низкий и ниже среднего уровни враждебности.
Качественный и количественный анализ рисунков позволил выделить три группы детей:
Первая группа «неблагополучная семья» – низкий уровень благополучия, выше среднего конфликтность, выше среднего тревожность и враждебность. Корреляционная связь между данными показателями значима на уровне p<0, 05 (низкий уровень благополучия с конфликтностью r= 0,62; с тревожностью r=0,59; с враждебностью r=0,60)
Вторая группа «относительно благополучная семья» – средний уровень благополучия (удовлетворенности семейными отношениями), средние и ниже среднего показатели конфликтности, враждебности, тревожности (%).
Третья группа «благополучная семья» – высокий уровень благополучия, отсутствие конфликтности, тревожности, враждебности. (%).
Помощь
близких людей в преодолении депрессий
Поддержка близких людей, даже когда больной не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления депрессии.
В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных:
· помните, что депрессия - это болезнь, при которой нужно сочувствие, но ни в коем случае нельзя погружаться в болезнь вместе с больным, разделяя его ...
Природа характера и особенности его формирования
«Психические свойства человека – это специфическое проявление высшей нервной деятельности, основанием которой являются его врожденные особенности, чьи своеобразные комбинации (сила, уравновешенность, подвижность) проявляются в типах темперамента. Врожденный тип нервной системы с первых дней жизни находится под влиянием условий жизни, во ...
Игрушка и ее значение в игровом процессе
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменеия в ег психике.
Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, ...