Анализ результатов исследования социально-психологического
паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего
школьного возрастаСтраница 3
Значительно отличаются дети из класса традиционного обучения (2Б) по уровню тревожности. Средний уровень тревожности выявили у 43% испытуемых, выше среднего у 28%, в то время, как у детей из класса развивающего обучения (2А) показали низкий и ниже среднего – 90%. Различия между группами достоверны по критерию U Манна-Уитни, Z=-2,83, при p<0,01.
Таблица 2.2.5.
Результаты исследования уровня неполноценности в семейной ситуации у детей в классах развивающего и традиционного обучения (%)
|
Класс |
Уровень неполноценности (%) | ||||
|
Низ. |
Ниже Ср. |
Средний |
Выше Среднего |
Высокий | |
|
2А |
50 |
20 |
30 |
- |
- |
|
2Б |
65 |
22 |
13 |
- |
- |
По шкале неполноценности мы не выявили значимых различий между детьми двух классов, это можно объяснить особенностями развития самооценки детей данного возраста. Большинство детей младшего школьного возраста, как и в дошкольном детстве, оценивают себя позитивно, обладают завышенной самооценкой, в их самосознании еще не представлены сомнения относительно собственной значимости.
Таблица 2.2.6
Результаты исследования уровня враждебности у детей в классах развивающего и традиционного обучения (%)
|
Класс |
Уровень враждебности (%) | ||||
|
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше сред него |
Высокий | |
|
2А |
100 |
- |
- |
- |
- |
|
2Б |
50 |
50 |
- |
- |
- |
По уровню враждебности два класса имеют достоверные различия по критерию U Манна-Уитни, Z=-2,04, при p<0,04.
Однако, в целом, дети показали низкий и ниже среднего уровни враждебности.
Качественный и количественный анализ рисунков позволил выделить три группы детей:
Первая группа «неблагополучная семья» – низкий уровень благополучия, выше среднего конфликтность, выше среднего тревожность и враждебность. Корреляционная связь между данными показателями значима на уровне p<0, 05 (низкий уровень благополучия с конфликтностью r= 0,62; с тревожностью r=0,59; с враждебностью r=0,60)
Вторая группа «относительно благополучная семья» – средний уровень благополучия (удовлетворенности семейными отношениями), средние и ниже среднего показатели конфликтности, враждебности, тревожности (%).
Третья группа «благополучная семья» – высокий уровень благополучия, отсутствие конфликтности, тревожности, враждебности. (%).
Исследование
особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных
семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,
Анализ психолого-педагогической литературы показал с одной стороны, ценность семейного воспитания, как главного источника развития личности человека. Показано, что именно благополучная семья создает основную базу для осмысления ребенком окружающего мира. Качество взаимодействия в семье определяет содержательные аспекты психологической г ...
Типологические модели социальных характеров
Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.
Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной соци ...
Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений образуется восприятие предметов и явлений окружающей нас действительности. Восприятием называется пс ...

