Исследование
особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных
семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,
Страница 1
Анализ психолого-педагогической литературы показал с одной стороны, ценность семейного воспитания, как главного источника развития личности человека. Показано, что именно благополучная семья создает основную базу для осмысления ребенком окружающего мира. Качество взаимодействия в семье определяет содержательные аспекты психологической готовности ребенка к школе, связанные с развитием произвольности в общении со взрослыми и сверстниками.
Цель: исследовать психологические особенности развития общения младших школьников, из благополучных и неблагополучных семей, с взрослыми и со сверстниками.
Гипотезы:
1. Младшие школьники из неблагополучных семей преимущественно ориентированы на индивидуальную деятельность и имеют низкий уровень произвольности в общении со взрослыми и сверстниками; младшие школьники из благополучных семей ориентированы на совместную деятельность и владеют собственным общением.
2. Психологическая поддержка детей из неблагополучных семей должна быть направлена на развитие способов сотрудничества с взрослыми и со сверстниками.
Задачи:
1. Выделить критерии благополучной и неблагополучной семьи.
2. Изучить социально-педагогический паспорт семей младших школьников.
3. Исследовать образ благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста.
4. Выявить особенности развития общения со взрослыми у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.
5. Изучить особенности развития общения со сверстниками у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.
6. Разработать программу психологической поддержки детей из неблагополучных семей, ориентированную на развитие способов сотрудничества со сверстниками и с взрослыми и опробовать ее на практике.
Методы: метод наблюдения, естественный эксперимент, проективный метод, формирующий эксперимент.
Методики:
1. Для изучения особенностей развития общения с взрослыми использовалась экспериментальная методика «Да и нет, не говори», автор Е.Е. Кравцова.
2. Для изучения особенностей развития общения со сверстниками использовалась модифицированная методика «Клоун», автор Е.Е. Кравцова и Т.К. Пуртова.
3. Для изучения образа семьи использовался кинетический рисунок семьи, авторы Р. Бернс и С. Кауфман.
Наблюдение – основной метод детской психологии. Этот метод мы использовали при проведении всех экспериментальных методик. В процессе наблюдения исследователь целенаправленно прослеживает поведение детей в естественных условиях и строго фиксирует увиденное. Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформулирована его цель. В процессе наблюдения исследователь может прослеживать только внешние проявления поведения ребенка: его действия с предметами, словесные высказывания, выразительные движения.
Но психолога интересуют не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния. Самое трудное при проведении наблюдений заключается в том, чтобы не только правильно подмечать особенности поведения ребенка, но и правильно их истолковывать.
Метод наблюдения незаменим для первоначального накопления фактов. Но он требует большой затраты времени и сил. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его факты психической жизни ребенка возникнут сами собой. Кроме того (и это особенно важно), сложные условия жизни и воспитания, в которых находится ребенок, часто не дают возможности разобраться в причинах тех или иных проявлений.
Естественный эксперимент – промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным метод исследования. В эксперименте исследователь намеренно создает и видоизменяет условия, в которых протекает деятельность ребенка, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как эти задачи решаются, судит о психологических особенностях испытуемого. Эксперименты с детьми психологи стараются проводить в форме интересной игры или занятий другими привлекательными видами деятельности – рисованием, конструированием.
Вывод
Нам необходимо было решить следующую задачу: исследовать существование связи между такими психическими процессами как восприятие, внимание и память. Мы выполнили данную цель и поставленные задачи. Проведенное нами исследование показало следующие результаты:
1. В дошкольном возрасте большинство испытуемых имеют высокий уровень развития ...
Основные черты типичного характера
«Человек – носитель характера. Черты его характера отражаются в деятельности, отношениях, способах действия в широком их понимании – в семье, трудовом коллективе, в управлении производством, государством.
Типичное и индивидуальное в характере существуют в единстве. Типичное создает фон для индивидуальных проявлений черт характера, а пр ...
Развитие восприятия и тест Мюнстерберга на восприятие
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ - качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта - его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом эталонов сенсорных и при ...