Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,
Страница 2

Статьи по психологии » Психологические особенности общения младших школьников » Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,

Очень часто эксперименты с детьми проводят непосредственно в классе, а исследователь выступает в роли учителя, организующего ту или иную деятельность детей. Дети при этом и не подозревают, что те игры, которые им подсказывают, или задания, которые дают, организованы специально.

Особым видом эксперимента, который широко используют психологи, является формирующий эксперимент. Его отличительные особенности состоят в том, что способом исследования психических процессов и качеств становится обучение детей, направленное на то, чтобы эти психические процессы и качества сформировать или усовершенствовать.

Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием. Эксперимент формирующий позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых факторов, а через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Формирующий эксперимент широко используется при изучении условий, принципов, путей формирования личности.

Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Проективный метод направлен на изучения неосознаваемых или не вполне неосознаваемых форм мотивации. Метод обеспечивается совокупностью методик проективных.

Проективные методики позволяют опосредованно моделировать некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие как «значащие переживания», и «смыслы личностные» и другие, в которых тоже проявляется пристрастность личностного психического отражения. Эти методики, ставят целью именно выявление личностных особенностей отражения, которые не всегда «объективны», но, как правило, личностно значимы. Методики проективные отличаются такими признаками:

1. Неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, отчего испытуемому дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения;

2. Деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза: все это приводит к максимальной проекции личности;

3. Измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности – ее способы и особенности проявления – во взаимоотношениях с окружением социальным.

Представим описание исследовательских методик.

Методика “Да и нет, не говори”.

Цель: изучение произвольности общения ребенка с взрослым.

Инструкция: «Ты играть любишь? В какие игры ты играешь? Давай мы с тобой поиграем в новую игру! Я буду задавать тебе различные вопросы, а ты будешь на них отвечать. Только запомни – тебе нельзя говорить «Нет», «Да». Например, нельзя говорить – «не бывает», «не хочу», «не знаю». Запомнил? «Так, какие слова тебе нельзя говорить?» (Если ребенок затрудняется воспроизвести «запрещенные слова», нужно снова разъяснить инструкцию).

Затем следует 25 вопросов, ответы на которые взрослый никак не оценивает и не выражает своего отношения к ним.

Возможный список вопросов для игры «Да и нет, не говори» (звездочкой помечены 5 «нейтральных» вопросов):

1. Как тебя зовут?*

2. Ты мальчик или девочка?*

3. Ты ходишь в школу?

4. Ты любишь мороженое?

5. Ты видел синее мороженое?

6. Мороженое горькое?

7. Ночью солнце светит?

8. На тебе надето платье (брюки) (называется предмет одежды, который не надет на ребенка)?

Страницы: 1 2 3


История социально–психологического тренинга. Различные подходы к классификации социально–психологических тренингов. Из истории социально-психологического тренинга
Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег. Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области ...

Понятие профессионального самоопределения
Разные исследователи рассматривают понятие профессионального самоопределения по-разному. Р.С. Немов профессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя [12, с.200]. Сходной точки зрения придерживается И. М. Кондаков, он говорит о профессиональном выборе как отдельном этапе профессионального ра ...

Приложения
Приложение 1 Бланк анкеты Фамилия, имя обследуемого ребенка……………………………………………………………………………… Возраст обследуемого ребенка……………………… Состав семьи (сколько человек). Кто из них работает?…………………………………………………… Образование членов семьи (матери, отца, бабушки)………………………………………………………………… Возраст родителей (мать)……………….(отец)…………… Устойчивость ...