Характеристика рассеянности
Этим словом обозначается определенный недостаток внимания, часто дающий себя знать при обучении в школе. Различают два вида рассеянности.
Первый вид рассеянности – это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания.
Рассеянность у школьников проявляется в переключении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к его занятиям в классе. Поэтому он допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания, искажает смысл читаемых слов. Как правило, ребенок не замечает своих ошибок и с трудом обнаруживает их самостоятельно.
Подобная рассеянность – результат плохого воспитания. Ребенок не приучается к сосредоточенной работе, часто и сами взрослые отвлекают его при приготовлении домашних заданий. Многократное повторение подобного состояния становится привычным. Такая рассеянность может быть и временным состоянием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие раздражители. Если эти временные состояния систематически повторяются, они станут привычными.
Борьба с растерянностью требует долгой работы: рассеянным учащимся надо создавать такие условия, где бы они могли работать, не отвлекаясь, и вырабатывать у них привычку не отвлекаться. Очень важно контролировать работу ребенка и приучать его к самоконтролю. Надо приучать ребенка контролировать не только результаты, конец работы, но и учить осуществлять контроль за работой в процессе ее выполнения. Интересная работа может являться первым шагом в преодолении рассеянности – в формировании устойчивости и сосредоточенности внимания.
Второй вид рассеянности – это следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, и у людей, не умеющих распределять внимание или обладающих способностью переключения внимания (малая подвижность внимания).
У младших школьников рассеянность этого вида выражается очень своеобразно. Когда ученик пишет изложение, он сосредоточен только на том, чтобы передать содержание, и не замечает ошибок, искажения слов. Когда же школьник обращает внимание на правильно написание слов, то содержание изложения бывает часто очень плохим. [2]
Исследование концентрации внимания
Цель исследования:
определить уровень концентрации внимания.
Материал и оборудование
: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками ...
Психологическая мысль арабо-язычной культуры Средневековья
В феодальном арабском мире интенсивно развивались ремесла, торговля, мореходство; высокого уровня достигла техника земледелия; возникали крупные богатейшие города, превратившиеся в очаги культуры, образования, науки. В страны арабского халифата стекалась научная литература со всего цивилизованного мира. Есть сведения, что во время правл ...
Исследование индивидуального стиля деятельности в группах со сложившимся
эмоциональным выгоранием и с несложившимся
С целью изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога, необходимо сравнить показатели структурных компонентов последнего у педагогов из первой группы и у педагогов из третьей группы. Для диагностики был использована «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» Хрус ...