Динамика сформированности навыка чтения у младших школьниковСтраница 1
После проведения формирующего этапа исследования особенностей нарушения чтения у детей младшего школьного возраста нами был проведен контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования.
Используя данные методики нами, был получены следующие результаты (таблица 3 в приложении 6)
Как видно из таблицы семь детей младшего школьного возраста показали достаточный уровень сформированности навыков чтения вслух и про себя (Ольга А., Нина Б., Алексей Г., Паша Л., Света А., Александр К., Никита А.) – 46,7%
Средний уровень показали четверо ребенка (Наталья В., Алена Х, Елена Г., Сергей Ш.) – 26,7%
Трое младших школьников (Юрий К., Олег У., Никита А. показали уровень ниже среднего сформированности навыков, скорость чтения при этом у всех ребят в норме, но они либо допускают ошибки, либо читают основной текст целыми словами, а трудные слова – по слогам. – 20 %
Один ребенок (Елена К.) показал низкий уровень техники чтения и понимания прочитанного. Здесь наблюдается скорость чтения ниже нормы, большое количество ошибок и чтение по слогам. – 13,3 %
Эти данные представлены на рис. 4.
Рис. 4 Уровни техники чтения в классе (контрольный этап)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у исследуемых детей младшего школьного возраста отмечается динамика сформированности техники чтения (рис. 5).
Оценка понимания прочитанного показала, что понимание при чтении про себя совпадает с уровнем понимания при чтении вслух или выше этого значения.
Проанализировав полученные данные контрольного этапа, мы пришли к выводу, что у детей младшего школьного возраста, принявших участие в нашем исследовании, повысился уровень сформированности навыков чтения:
Рис. 5 Динамика сформированности техники чтения у младших школьников (констатирующий и контрольный этап)
7 детей (46,7%) показали достаточный уровень развития навыка чтения (результаты, являющиеся нормой) - на 3 ребенка больше (20%), чем по результатам констатирующего этапа.
Благодаря проведенной работе только 5 детей (33,3%) продолжают читать по слогам, но уже чтение происходит не отрывисто, а плавно. По результатам констатирующего этапа по слогам читало 10 младших школьников. Улучшение результатов на 33,3%.
Опираясь на результаты исследования для повышения эффективности работы по формированию навыка чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией нами для воспитателей и родителей были разработаны рекомендации (приложение 7).
Для того, чтобы доказать эффективность использования компьютерной технологии нами были использованы методы статистической обработки данных, а именно статистический критерий углового преобразования данных Фишера, который имеет следующую формулу:
N1 * N2
j = (j1- j2) . ---------------
N1 + N2
где, n1 – количество человек (наблюдений определенного уровня развития навыка чтения), констатирующий этап.
n2– количество человек (наблюдений определенного уровня развития навыка чтения), контрольный этап.
Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас показателя (навыка чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией) попарно для каждого уровня развития на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Расчеты проводились с помощью программы Excel.
Низкий уровень:
|
Угол φ |
% | ||||||||||||
|
φ1 |
1,369 |
40,0 | |||||||||||
|
φ2 |
0,522 |
6,7 | |||||||||||
|
n1 |
15 |
6 |
<- частота встречаемости признака в 1 группе | ||||||||||
|
n2 |
15 |
1 |
<- частота встречаемости признака во 2 группе | ||||||||||
|
φэмп= |
2,320 |
p<0,01 | |||||||||||
|
Строим «Ось значимости» | |||||||||||||
|
Зона неопределенности | |||||||||||||
|
0,05 |
0,01 | ||||||||||||
|
Зона незначимости |
Зона значимости | ||||||||||||
|
2,31994348 | |||||||||||||
|
φ крит. = 1,64 |
φ крит. = 2,28 | ||||||||||||
Реализация системного подхода в психологических учениях
Система – соединение, составленное из частей.
Принцип системности - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют (Ярошевский). Т.е. данный принцип требует рассматривать любое пс. явл-е как систему, несводимую к сумме своих элементов.
5 ...
Характеристика психолог, особ-тей Р-я подростков и юношей
Выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени произошло во 2-ой половине 19 века в промышленно Т-тых странах. Подр. Воз-т -11-15л., вед. Д-ть-интимно-Л-ное общение; юношеский-16--17-18л.(10-11кл.),вед.Д-ть- проф. самоопределение (осознанное учение, формирование ценностей, идеалов, мировоззрения). Хар-зуя особ-ти подр-го ...
Методики исследования. Экспериментальная беседа по
выявлению “внутренней позиции школьника” Н.И. Гуткиной
Структурированная беседа состоит из 12 вопросов, текст которых представлен в приложении №1.
Проведение. Перед тем, как задавать вопросы, устанавливается эмоциональный контакт с ребенком. Беседа проводится в обстоятельной и спокойной обстановке. Ответы ребенка фиксируются в протоколе.
Цель: Выявить отношение к школе.
Полученные резуль ...

