Мышление как форма познават. деятельности. Развитие мыш-я в онтогенезе
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Мышление как форма познават. деятельности. Развитие мыш-я в онтогенезе

Мышление - это ВПФ, процесс познават. д-ти индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Рубинштейн: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях».

Особенности протекания (характеристики) мышления:

a. Обобщенное отражение действительности – мышление есть отражение общего в предметах окруж. мира и применение обобщений к единичным предметам;

b. Опосредованное познание действительности – мы в состоянии выносить суждения о свойствах и характристиках предметов без непосредственногоконтакта с ними, а путем анализа косвенной информации;

c. Решение конкр. задачи - мышление всегда связано с наличием проблемной ситуации. Мыш-е всегда начинается с вопроса, ответ на который и будет целью мыш-я.

d. Связь с речью – мысли всегда облекаются в словесную форму, даже когда речь не имеет звуковой формы.

Мышление как отдельный психич. процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познават. процессах определяет их уровень функц-ния. Мышление - это движение идей, раскрывающих суть вещей, его итогом является некоторая мысль, идея.

Формы мышления:

I. Понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

II. Суждение – понимание смысла и значения чего-л.

III. Умозаключение – формирование новых суждений на основе уже имеющихся.

Мышление - это теоретич. и практич. д-ть, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мыслит. операции:

- Сравнение - вскрывает тождество и различие вещей, результатом сравнения может стать классификация. Выступает в виде первичной формы теоретич. и практич. познания.

- Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

- Синтез - это построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе и способствуют более глубокому познанию действит-ти.

- Абстракция - это выделение какого-либо аспекта явления, который в действит-ти как самостоятельное не существует. Абстрагирование выполняется на основе предварительно произведенного анализа или синтеза.

- Обобщение - выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений.

- Конкретизация – операция, обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.

- Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему и наоборот. Индукция - вывод частного суждения из общего. Дедукция - вывод общего из частных.

Виды мышления:

I. по форме:

1. наглядно-действенное

2. наглядно-образное

3. абстрактно-логическое.

II. по характеру:

1. теоретическое - направлено на открытие законов, свойств объектов:

- понятийное - в котором используются определенные понятия. Решая умственные задачи мы пользуемся готовыми знаниями полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

- образное - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи.

Эти виды мышления находятся в постоянном взаимодействии, они дополняют друг друга. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. Образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности.

2. практиеское - это вид мышления, связанный с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас его делает более сложным, чем мышление теоретическое.

Развитие мышления в онтогенезе.

С.Л. Рубинштейн – в формировании и развитии мышления условно можно выделить след. этапы:

· наглядно-действенное мышление р-ка – опирается на восприятие и выражается в предмет. действях

· первые обобщения р-ка – совершаются в переносе действия с одного предмета на другой

Страницы: 1 2


Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы – не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с Физиологическими. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких ...

Характеристика контингента
Таблица 3. Полововозрастная характеристика различных категорий учащихся в аспирантуре пол м ж всего категории количество, % средний возраст, лет количество, % средний возраст, лет число опрошенных средний возраст, лет бюджетники вновь поступившие очники 68 23,1±0,3 32 21,3±0,2 ...

Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. « ...