Мышление как форма познават. деятельности. Развитие мыш-я в онтогенезеСтраница 1
Мышление - это ВПФ, процесс познават. д-ти индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Рубинштейн: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях».
Особенности протекания (характеристики) мышления:
a. Обобщенное отражение действительности – мышление есть отражение общего в предметах окруж. мира и применение обобщений к единичным предметам;
b. Опосредованное познание действительности – мы в состоянии выносить суждения о свойствах и характристиках предметов без непосредственногоконтакта с ними, а путем анализа косвенной информации;
c. Решение конкр. задачи - мышление всегда связано с наличием проблемной ситуации. Мыш-е всегда начинается с вопроса, ответ на который и будет целью мыш-я.
d. Связь с речью – мысли всегда облекаются в словесную форму, даже когда речь не имеет звуковой формы.
Мышление как отдельный психич. процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познават. процессах определяет их уровень функц-ния. Мышление - это движение идей, раскрывающих суть вещей, его итогом является некоторая мысль, идея.
Формы мышления:
I. Понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
II. Суждение – понимание смысла и значения чего-л.
III. Умозаключение – формирование новых суждений на основе уже имеющихся.
Мышление - это теоретич. и практич. д-ть, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мыслит. операции:
- Сравнение - вскрывает тождество и различие вещей, результатом сравнения может стать классификация. Выступает в виде первичной формы теоретич. и практич. познания.
- Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.
- Синтез - это построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе и способствуют более глубокому познанию действит-ти.
- Абстракция - это выделение какого-либо аспекта явления, который в действит-ти как самостоятельное не существует. Абстрагирование выполняется на основе предварительно произведенного анализа или синтеза.
- Обобщение - выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений.
- Конкретизация – операция, обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.
- Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему и наоборот. Индукция - вывод частного суждения из общего. Дедукция - вывод общего из частных.
Виды мышления:
I. по форме:
1. наглядно-действенное
2. наглядно-образное
3. абстрактно-логическое.
II. по характеру:
1. теоретическое - направлено на открытие законов, свойств объектов:
- понятийное - в котором используются определенные понятия. Решая умственные задачи мы пользуемся готовыми знаниями полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
- образное - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи.
Эти виды мышления находятся в постоянном взаимодействии, они дополняют друг друга. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. Образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности.
2. практиеское - это вид мышления, связанный с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас его делает более сложным, чем мышление теоретическое.
Развитие мышления в онтогенезе.
С.Л. Рубинштейн – в формировании и развитии мышления условно можно выделить след. этапы:
· наглядно-действенное мышление р-ка – опирается на восприятие и выражается в предмет. действях
· первые обобщения р-ка – совершаются в переносе действия с одного предмета на другой
Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы – не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с
Физиологическими. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких ...
Характеристика контингента
Таблица 3. Полововозрастная характеристика различных категорий учащихся в аспирантуре
пол
м
ж
всего
категории
количество, %
средний возраст, лет
количество, %
средний возраст, лет
число опрошенных
средний возраст, лет
бюджетники
вновь поступившие
очники
68
23,1±0,3
32
21,3±0,2 ...
Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. « ...