Мышление как форма познават. деятельности. Развитие мыш-я в онтогенезеСтраница 2
· овладение речью – возникают более точные обобщения
· наблюдение: сопоставление и сравнение – есть «ситуативное» мышление р-ка
· стремление к поиманию – начало активной мыслит. деят-ти.
Т.о., развитие мышления происходит в двух взаимосвязанных планах: действенном и речевом.
П. Я. Гальперин - процесс формирования умственных действий в онтогенезе: 1.Ориентировочные действия. 2.Выполнение заданного действия во внешней форме, в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. 3. Выполнение действия без опоры на внешние предметы, перенесение действия в план внешней речи («громкая социализированная речь»). 4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действие целиком «про себя». 5. Выполнение действий в умственном плане. «Уход» выполнения д-я из сферы сознания.
Л. С. Выготский – 3 стадии процесса формирования понятий у детей:
1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества предметов, обозначаемых одним словом. Распад на 3 этапа:
- выбор и объединение предметов наугад
- выбор на основе пространственного расположения предметов
- приведение к одному значению всех раннее объединенных предметов.
2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков
4 вида комплексов:
- ассоциативный - любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу;
- коллекционный - взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака;
- цепной - переход в объединении одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие - других признаков, причем все они входят в одну и туже группу;
- псевдопонятие - внешне - понятие, внутренне - комплекс.
3. Образование настоящих понятий (подростковый возраст):
- стадия потенциальных понятий - выделение группы предметов по одному общему признаку
- стадия интимных понятий - абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков дляопределения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.
Ж. Пиаже – операциональная теория развития мышления ребенка:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет) - развитие способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках, р-к выделяет свое Я из окруж. мира;
2. Операционального мышления (2 – 7 лет) - складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешний действий с предметами. Формируются наглядные представления. Появ-ся эгоцентризм мышления;
3. Конкретные операции с предметами (7-8 до 11-12 лет) - умственные операции становятся обратимыми. Формируется понимание двух основных логич. принципов мышления, что если А=В и В=С, то А=С и что А+В=В+А. Появ-ся способность ранжировать предметы по признаку и классифицировать их.
4. Формальные операции (11-12 до 14-15 лет) - способность выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются в структурно организованное целое.
Приложения
Приложение 1
Методика «МЭДОС»
Цель: изучить проявление свойств самосознания.
Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов.
Материал: список утверждений, бланк для фиксации ответов.
Список утверждений:
· Хочешь быть слишком маленьким
· Считаешь себя некрасивым
· Считаешь себя нездоров ...
Уровни психического отражения
Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно–перцептивный, уровень представлений и вербально–логический [5. С. 10]. Рассмотрим эти уровни подробнее.
В системе образного отражения сенсорно–перцептивный уровень является базов ...
Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности
Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индив-ми и соц-но-психол-ми особ-ми. Отеч. психологи под личностью понимали высший ур ...

