Развитие руководителя через своих подчиненныхСтраница 2
Руководитель должен создать благоприятную среду для личного роста, уметь оценить индивидуальные потребности, уметь консультировать и извлекать уроки из опыта работы.
Правильная обстановка создается частично поведением самого руководителя. Работники внимательно наблюдают за ним и пытаются определить, что именно он поощряет и ценит, а что наоборот отвергает и за что наказывает. У руководителей есть свое мнение по большинству вопросов деловой жизни, и подчиненные тщательно учитывают их взгляды.
Хорошие менеджеры глубоко воздействуют на высвобождение и направление человеческой энергии. В их обязанности входит также уяснение возможностей каждого отдельного работника и поиск подходящих средств для их раскрытия.
Для этого руководитель должен учитывать темперамент человека, т. к. «он является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы, соотношение процессов возбуждения и торможения. Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы – силу, уравновешенность, подвижность»[7].
Для того чтобы познать индивидуальные особенности человека, важно правильно изучать все его психологические характеристики.
Изучение должно основываться на определенной программе. Программа изучения индивидуальных особенностей сотрудника – это обоснованное предположение о том, какие личностные особенности подчиненного больше всего интересуют руководителя и в связи с чем, а также по каким признакам и как их можно достоверно определить.
Психологически оправданная программа изучения личностных особенностей заключается в последовательном обосновании ее основных элементов:
1. Уяснение проблемы, выбор объекта, предмета изучения.
2. Определение цели и задачи изучения.
3. Системный или системно-функциональный анализ предмета изучения.
4. Построение методики изучения индивидуальных способностей.
5. Выдвижение и проверка гипотез.
В каждой конкретной методике используются определенные методы.
Психодиагностика для управленческого руководителя в его практической деятельности имеет очень важное значение.
Достигнутый уровень различия человека воплощается в характере, который формируется и проявляется в процессе деятельности. Руководитель должен изучить характер каждого подчиненного – это значит, что он изучает типичные способы поведения человека в разных ситуациях. Дать характеристику – значит проанализировать способы его поведения в четырех основных сферах отношений:
• по отношению человека к событиям можно выделить черты характера: оптимист (пессимист), убежденный (сомневающийся), принципиальный, гуманист;
• по отношению к другим людям: общительный (замкнутый), правдивый (лживый), тактичный (грубый);
• по отношению к деятельности: ответственный (недобросовестный), бережливый, аккуратный;
• по отношению к себе: скромный, самокритичный и т. д.
Зная черты характера сотрудника, руководитель может прогнозировать его поведение в различных ситуациях.
Необходимо отметить, что отчужденность между руководителем и подчиненными порождает служебную пассивность.
На деформацию линии морально ответственного, нравственно устойчивого поведения сотрудников в процессе служебной деятельности влияет ряд негативных факторов внутреннего и внешнего порядка, которые и должны быть под контролем руководителя.
В настоящее время в сложных общественно-политических, экономических и социальных условиях особое значение приобретает вопрос о формировании и укреплении ядра руководящих кадров.
Большое значение имеют характеристики личности руководителя, психологическая структура мотивации.
Профессионализм руководителя напрямую связан с его компетентностью. Как показывает практика, даже самые обширные и глубокие знания могут оставаться мертвым капиталом без умения реализовывать их в процессе рационально организованного труда самого руководителя и возглавляемого им коллектива. Но не стоит забывать, что полученные в вузе знания имеют тенденцию устаревать. Узкая специализация зачастую оказывается тормозящим началом в управленческой деятельности, тем более, что узкие специальные знания и опыт без соответствующей системы поддержания (повышения квалификации) достаточно быстро обесцениваются. Согласно классической точки зрения, руководителю для успешного исполнения управленческой функции достаточно обладать в смежных областях базовой подготовкой, которую он должен получить в процессе повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях или в процессе самоподготовки. Личностные качества, кругозор, а также уровень образования руководителя подвержены изменениям параллельно изменениям уровня развития общества и должны соответствовать требованиям времени.
Понятие, виды и роль мышления в деятельности юриста.
Мышление является высшим и наиболее сложным процессом среди различных познавательных процессов, представляющих собой отражение в сознании человека объективной реальности. Мышление активно влияет на формирование личности, и являет собою опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и ...
Культурологические подходы
Влияние культурных факторов на разрушительное поведение мало исследовано. Нет и международных эмпирических сопоставлений. Тем не менее, некоторые авторы высказывают предположения о влиянии на явление вандализма культурных доминант. К. Ношис полагает, что уровень вандализма в стране зависит от характера ценностей, формирующих идентичност ...
Теории лидерства
До сих пор однозначного понимания этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной аспект. Наиболее распространенные и общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные, ситуативно-личностные.
Теория черт (и ее разновидности возникли под влиянием исследований английского психоло ...

