Результаты исследования и их анализ
Страница 3

Получаем: 1) в признаках ощущение самопожертвования (t = 2,42) и сверхавторитета родителей (t = 2,23). Вычисленные значения t больше табличного (t = 2,02). Следовательно, можно сделать вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей 0,05. Мы обеспечиваем по обоим признакам точность расчетов более 95% и допускаем ошибку меньше 5%.

2) По 6 признакам: вербализация (t = 1,38), стремление ускорить развитие ребенка (t = 1,4), подавление сексуальности (t = 1,56), подавление агрессивности (t = 1,8), чрезмерное вмешательство в мир ребенка (t = 1,8) и исключение внесемейных влияний (t = 1,96) наблюдается тенденция.

Результаты представлены в приложении 5, таблице 6.

В методику включены признаки отношений, обеспечивающие воспитание детей В неполных семьях показатели отношений, обеспечивающие воспитание детей на 7,25% выше, чем в полных семьях.

Следующим этапом исследования было изучение особенностей трех основных стилей семейного воспитания: авторитетный (оптимальный эмоциональный контакт), снисходительный (излишняя концентрация на ребенке) и авторитарный (излишняя эмоциональная дистанция с ребенком).

Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21).

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера – 8, 9, 16).

Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаков, их номера – 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22).

Результаты исследования:

В обеих группах семей родители отдают предпочтение авторитетному стилю воспитания (82,2% и 83,4%), в меньшей степени используется авторитарный стиль (65,9% и 66,5%). Наибольшее различие между группами наблюдается в применении снисходительного стиля воспитания детей: в полных семьях – 70,8%, в неполных – 75,7%.

Выявлены различия в показателях признака чрезмерного вмешательства в мир ребенка в зависимости от образования родителей. Определились данные :

В обеих группах семей, где родители имеют среднее или среднеспециальное образование, показатели чрезмерного вмешательства в мир ребенка выше (83 – 100%), чем у родителей, имеющих высшее образование (73,75 – 80%).

Выявлены различия в показателях признака уравнения отношений между родителями и ребенком в зависимости от возраста родителей. Данные:

В обеих группах семей показатели меняются в зависимости от возраста родителей. В полных семьях высший уровень уравнения отношений с детьми наблюдается у родителей в возрасте до 45 лет (20), в неполных семьях – у родителей до 30 лет (19).

В меньшей степени уравнивают отношения между собой и ребенком родители: в полных семьях – старше 45 лет (17) и в неполных – также старше 45 лет, но показатель несколько ниже (15). В целом, в полных семьях наблюдается повышение показателей у родителей до 30 – 45 лет, затем резкое снижение у родителей старше 45 лет. В неполных семьях показатель постоянно меняется: то повышается, то снижается на 1-2,5 балла.

Установлены различия в показателях чрезмерной заботы в зависимости от количества детей в семье.

В полных семьях наблюдается стабильное повышение чрезмерной заботы с увеличением количества детей в семье (13,1 – 15,7). В неполных семьях – постоянное изменение этого признака: более высоки показатели в семьях с 2 детьми (15,3), более низкие – в семьях, где воспитывается 3 детей (12).

Учитывая все полученные данные, можно подвести итоги

:

· для детей из неполных семей характерны низкая самооценка, высокая степень импульсивности, закрытость, ощущение свей семьи недостаточной, ущербной, в некоторой степени проявляется агрессия по отношению к окружающим;

· для детей из полных семей характерны более высокая самооценка, любознательность, стремление к общению, лидерству;

· в неполных семьях родители проявляют сверхавторитет, подавляют сексуальность и стремятся ускорить развитие своего ребенка;

· в полных семьях родители проявляют большую уверенность, стабильность в воспитании детей, полагаясь не только на себя, но и на супруга.

Страницы: 1 2 3 


Занятие 4.
Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Настроение в цвете». 3. «Ищи безостановочно». Цель: развитие внимания. Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы). 4. «Волшебное яйцо». Цель: развитие воображения. ...

Виды самооценки
Выделяют различные виды самооценки. Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, а неадекватная в свою очередь делится на завышенную и заниженную. [33] Устойчивость самооценки зависит от успеха или неудачи в деятельности и от окружающих людей. Устойчивость самооценки не меняется у человека в зависимости о ...

Психосоматика
Жизнь современного человека насыщена эмоциональными переживаниями. Снижение уровня жизни, ломка привычных стереотипов, непростое социально-экономическое положение в государстве - всё это заставляет нас находиться в постоянном психическом напряжении, в состоянии стресса. Развитию психологического стресса также способствуют межличностные ...