Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания
В.– психический процесс направленности и сосредоточенности психической деятельности на объекте.
В.– процесс сознательного или бессознательного отбора информации, поступающей через органы чувств и игнорирование остальной, неактивной информации.
Виды внимания:
* Непроизвольное – обусловлено физическими характеристиками и значимостью стимулов для человека. Присуще детям. Генетически первый тип, природообусловлен. Оно зависит от внешних раздражителей и их свойств. Это спонтанное внимание, не связанное с волевыми усилиями.
Свойства раздражителей:
1.интенсивность;
2. неожиданность;
3. новизна;
4.соответствие потребностям и интересам человека.
* Произвольное – волевые усилия и какая-то цель. Складывается в процессе обучения и воспитания. Социально обусловлено. Необходима для игровой, трудовой, общения, Источник возникновения: социальные требования. Наличие волевых усилий обязательно. Управляется изнутри, связано с целями деятельности.
* Послепроизвольное – связано с поглощенностью личностью деятельностью и не требует волевых усилий. Результат увлеченности.
Свойства:
* Устойчивость – является основополагающим свойством. Это способность сохранять внимание не отвлекаясь на объекты. Причины: индивидуальные и психологические особенности человека и общее состояние организма. Способность сохранять определенную напряженность действия на объекте. Измеряется количеством и качеством выполняемой работы.(Чем выше утомление, тем ниже внимание.)
* Сосредоточенность – степень концентрации на одних объектах и отвлечение от других. Интерес как мотивация, повышенная сосредоточенность. Умение, не отвлекаясь заниматься деят. Рассеянность-невозможность сосредоточится. Вызывает сильную доминанту.
* Переключение – переход внимания с одного объекта на другой. Имеет значение темп переключения.
* Распределение – способность рассредоточить внимание в пространстве. Сосредоточение внимания между объектами и разными видами деят. Условие: одна деят должна быть автоматизирована, а другая предполагает высокий уровень осознанности.
* Объем – определяется количеством информации, которая удерживается в области повышенного внимания.(У взрослого 5-6, макс9, у реб 3-4.)
Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора информации. Интенсивность и продолжительность внимания зависит от ассоц. с ним эмоц. состояний. Внимание связано с установкой. Под влиянием установки выделяется образ. Этот образ становится объектом внимания.
Мотивация (характеристики). Классификация мотивов
Мотивы бывают осознанными и неосознанными. Работа по осознаванию мотивов требует опыта и Интел напр.Мотивы- цели – характерны для зрелых личностей. Если у че-ка есть мотивы, ему легче выполнять деятельность. Личностный смысл – (ввел Леонтьев) форма проявления мотива в сознании. Переживание, повышенная субъективная значимость предмета, о ...
Индивидуальная диагностика субъективных
проявлений функционального состояния
Проведя литературный обзор по проблеме изучения функциональных состояний в современных работах исследователей, проведём комплексную оценку своего актуального функционального состояния.
Для этого проведём рад необходимых методик и заполним сводный протокол. Для данного исследования мы использовали следующие методики:
1. Шкала состояний ...
Жизненные установки и их особенности у студенческой
молодежи
Жизненные установки, представления человека о жизни, судьбе, мироустройстве. Они во многом определяют то, как мы принимаем наши решения, как действуем, чего ожидаем от жизни. Установки бывают разные: активная или пассивная, пессимистичная или оптимистичная, фантастическая или реалистичная и т.п. Разобравшись в своих установках, можно по ...