Результаты исследования и их анализСтраница 2
2) по отношению к отцу (t = 2,74) – точность расчетов составляет 99%, или ошибка, меньшая 0,1%;
3) по доминантности (t = 2) и закрытости (t = 2,16) – точность расчетов равна 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%.
По отношению к матери (t = 1,59), братьям и сестрам (t = 1,43) и общительности (t = 1,48) есть тенденция. Полученные данные представлены в приложении 5, таблице 3.
Так же можно подробнее исследовать отношение детей к своим родителям, используя данные, полученные с помощью методики Р. Жиля.
У 70% детей из полных семей преобладает отношение к матери, в неполных – у 35%. Только у 5% детей из полных семей преобладает отношение к отцу, в неполных – отсутствует, более того, у 20% - полное игнорирование отца. Одинаковое отношении к обоим родителям в неполных семьях выражено в 45%, в полных – этот показатель ниже (25%).
По отношению к родительской чете в полных семьях доминирует средняя оценка (60%), в неполных – средняя и низкая оценки (по 35%) и в 20% - игнорирование. Результаты приведены в приложении 5, таблице 4.
Получив данные об отношении детей к каждому члену семьи, можно представить отношение детей ко всей своей семье.
Отношение к матери у детей из полных семей выше на 6%, чем у их сверстников из неполных семей.
Особенно большое различие между группами детей в отношении к матери и отцу как родительской чете – в полных семьях (51%) и в неполных семьях (30%). Некоторые различия наблюдаются у детей из полных и неполных семей в отношении к братьям и сестрам – 41% и 35% соответственно. Одинаковое отношение к бабушкам и дедушкам в обеих группах детей – 25% и 24%.
Выявлены различия в признаках, характеризующих самого ребенка: любознательность, доминантность, общительность.
Большие различия наблюдаются в группах детей между признаками любознательности (83% и 65%) и доминантности (57,5% и 40%) в пользу детей из полных семей. На 10% дети из полных семей более общительны, чем их одноклассники из неполных семей.
Установлены различия в показателях признака отношение к матери в зависимости от количества детей в семье. В полных семьях средний показатель отношения к матери уменьшается в зависимости от количества детей в семье – с 13,7 до 11,3. В неполных семьях наблюдаются изменения этого показателя: в семьях, где один ребенок отношение к матери выше (14,2), чем в полных семьях с одним ребенком (13,7). В неполных семьях с 2 детьми отношение к маме резко снижается до 10,4; затем значение матери увеличивается в семье, где 3-е детей (13). Но в многодетных семьях с 4 детьми показатель отношения к матери снова снижается до 10. Уменьшение данного показателя объясняется тем, что помимо отношения с матерью развиваются и отношения с братьями и сестрами, увеличивается число контактов с окружающими.
В обеих группах детей отношение к бабушке различное. Используя полученные данные в результате опроса и методики Рене Жиля, можно утверждать, что в неполных семьях бабушка живет с внуками в 50%, а в полных этот показатель ниже (35%), соответственно в 65% бабушка живет отдельно. В связи с этим выявлены различия по признаку отношения к бабушке в зависимости от того, проживает она совместно с детьми или же отдельно. В неполных семьях, где бабушка живет с внуками, отношение к ней выше (5,2), чем в полных семьях (4,7) – в неполных семьях более тесное общение с бабушкой. В случае, если бабушка живет отдельно в обеих группах семей наблюдается снижение показателей: в полных семьях до 3,2; в неполных до 2,1.
Результаты исследований родителей по методике
PARI
Анализ данных методики изучения внутрисемейных отношений показал, что в родительском воспитании доминируют такие признаки:
· в полных семьях – уравнение отношений между родителями и ребенком (89,8%) и развитие активности ребенка (85,5%);
· в неполных семьях – сверхавторитет родителей (87,8%) и уравнение отношения (87,5%).
Наименее выраженными признаками стали:
· в полных семьях – подавление сексуальности (61,8%) и уклонение от конфликта (60,3%);
· в неполных семьях – семейные конфликты (64,8%) и уклонение от конфликта (61,8%).
В неполных семьях наблюдается большая осторожность семьи, исключение в ней семейных влияний (81,5%) по сравнению с полными семьями (73,8%).
В неполных семьях агрессивность детей подавляется чаще (74,5%), чем в полных семьях (67,8%).
В обеих группах семей родители проявляют почти в одинаковой степени подавление сексуальности и стремление ускорить развитие ребенка, однако в неполных семьях эти показатели на 6-8% выше.
В неполных семьях родители больше побуждают детей к словесным проявлениям, вербализации (85,8%), чем в полных семьях (81%).
В обеих группах семей уравнение отношений преобладает над чрезмерным вмешательством в мир ребенка, однако, по сравнению с полными семьями (77,5%), вмешательство в мир ребенка в неполных семьях выше (85%). Данные приведены в приложении 5, таблице 6.
Используя статистический анализ, можно проверить, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. По таблице критических значений t-критерия Стьюдента находим нужное табличное значение t и сравнивая с ним вычисленное значение t.
Вывод
1. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обуч ...
Самооценка как компонент самосознания; ее структура и проявления
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.[9]
Сознание – это высшая фо ...
Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности
У каждого человека есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые сообщают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отноше ...