Виды и основные свойства вниманияСтраница 3
В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания.
Основными характеристиками внимания являются его устойчивость (и отвлекаемость), объем, концентрация, переключение, распределение и сосредоточенность.
Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Колебание внимания – это периодическое отвлечение и ослабление внимания к данному объекту или деятельности. [2]
Устойчивость связанна со способностью в течение длительного времени сохранять сосредоточение на одном и том же объекте. Монотонная деятельность (например, у конвейера), неинтересный разговор с постоянным собеседником, скучная задачка нарушают устойчивость внимания, и только волевая регуляция способна ее вернуть. Малоинтересный фильм, в отличие от книги, группа (а не один) собеседников, ведущих даже малозначительный разговор, могут в большей степени поддержать устойчивость внимания. Это связанно с постоянным изменением ситуации, вызывающим ориентировку и переключение внимания с одного объекта на другой. Особенно важным фактором устойчивого внимания является заинтересованность человека в деятельности, удовольствие и от процесса ее выполнения, и от результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что устойчивое внимание связанно всегда либо с интересом (вызываемым удовольствием, значимостью, новизной, яркостью объекта), либо с волевым усилием. На этом основании построены некоторые методы агитации и манипулирования поведением, например реклама, которая своей яркостью, новизной, движением должна вызвать непроизвольное внимание и удерживать информацию в памяти. [1]
Устойчивое внимание может сохраняться в течение 10 – 15 минут, кратковременные отвлечения не имеют значения для деятельности, но они дают возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 минут и больше.
Устойчивость внимания помогает сохранить интересная деятельность, подвижность объекта внимания (на неподвижном, не изменяющемся объекте внимание сохраняется примерно 5 секунд), активная и разнообразная практическая деятельность с предметом, активная умственная деятельность. Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, возникает желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание.
Состояние, противоположное устойчивому вниманию, называется отвлекаемостью или неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных раздражителей, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности. Например, ученик получает задание сделать однородные примеры по арифметике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше работает механически. Так воспитывается небрежность, а устойчивость внимания сильно страдает.
Хорошие навыки внимания, воспитанные в начальной школе, сохраняются учащимися надолго. Так, в некоторых классах можно наблюдать устойчивое воспитанное внимание. Больше значение имеет общественное мнение класса – школьники осуждают тех учеников, которые невнимательно работают на уроке и дома. Тем самым создаются условия для воспитания устойчивого внимания. [2]
Объем внимания отражает количество объектов, которые человек может одновременно удержать в области ясного сознания. Как и объем кратковременной памяти, он составляет 7 + 2 единицы (отдельные объекты или их объединения).
Модель субъектного контроля
В другой серии исследований В. Оллен и Д. Гринбергер изучали когнитивный компонент вандализма. Они предположили, что разрушительное поведение является попыткой личности восстановить нарушенное ощущение контроля над ситуацией и средой. Согласно этой концепции, индивиды, имеющие пониженный уровень субъективного контроля, прибегают к разру ...
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, ...
Случай одинаковых (равных) рангов
При наличии одинаковых рангов формула расчета коэффициента линейной корреляции Спирмена будет несколько иной. В этом случае в формулу вычисления коэффициентов корреляции добавляются два новых члена, учитывающие одинаковые ранги. Они называются поправками на одинаковые ранги и добавляются в числитель расчетной формулы.
(формула 4.1)
(ф ...