Виды и основные свойства вниманияСтраница 1
Выделяют три основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели с нашей стороны, называется непроизвольным или преднамеренным. Факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются как характеристики внешних раздражителей, так и характер деятельности человека, его мотивы и стремления.
Непроизвольное внимание вызывают особенности действующих на человека раздражителей. К таким особенностям относятся:
1. Наиболее значимыми внешними характеристиками, вызывающими непроизвольное внимание и сосредоточение на объекте, являются интенсивность и новизна раздражителей. Так, люди непроизвольно реагируют на громкий звук, яркий свет, резкий запах. В тех случаях, когда интенсивность двух раздражителей практически одинакова, возникают колебания внимания, так как человек не может выбрать, на каком объекте сосредоточиться, и то один, то другой попеременно становятся доминирующими. Сила раздражителя – сильный звук, яркий свет. При этом важное значение имеет относительная сила раздражителя (в полной тишине легкий шорох привлекает внимание), контрастность раздражителей (среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов - темный), значение раздражителя для данного человека или для данных условий (в общем шуме важное сообщение, произносимое тихо, слабый световой сигнал, имеющий жизненно важное значение, плеск воды для жаждущего воспринимаются как сильные раздражители).
2. Новизна, необычность раздражителя. Необычная легковая машина новой марки привлекает всеобщее внимание. Советские люди, посетившие ботанический сад в Индии, рассказывают, что среди богатых цветов ботанического сада их особое внимание привлекла наша ромашка. Помимо новизны и интенсивности, как уже было сказано, внимание привлекают предметы, которые связаны с интересами, мотивами и установками человека, поэтому из огромной массы информации люди в первую очередь слышат то, что их интересует или на что у них сформировалась определенная установка. При этом установка не только направляет внимание на определенные объекты, но и «отсекает» несоответствующую ей информацию.
3. Подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя. Например, гусеница неподвижна – мы ее не замечаем, она совершает движение и немедленно привлекает наше внимание. Точно так же из однородного ряда объектов мы обращаем внимание на тот, который хоть чем-то отличается от других – величиной, цветом, расположением. Внимание направляется и на движущиеся объекты, даже если они не являются очень яркими. Человек всегда обращает внимание на появившийся в поле зрения новый объект, а также на изменения, происходящие в знакомых предметах или окружающих людях.
Непроизвольное внимание возникает в зависимости от состояния самого человека, связано с его настроением, переживаниями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него.
Вот пример непроизвольного внимания (из наблюдений учителя): «Это было 12 апреля 1961 года. В классе стояла рабочая тишина. В коридоре раздался крик: «Человек в космосе!» Работа прекратилась, ученики закричали, вскочили со своих мест. Включили репродуктор. Послышался голос Левитана, передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли, и глаза их были устремлены к репродуктору». Внимание к сообщению о полете космонавта возникло у ребят непреднамеренно, непроизвольно и сохранялось без всякого напряжения с их стороны; сильные чувства, вызванные сообщением, поддерживали внимание. [2]
Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели, называется произвольным или преднамеренным.
Произвольное внимание, напротив, вызывается только сознательным и целенаправленным усилием, которое помогает сосредоточиться на предметах, не вызывающих большого интереса, но необходимых для завершения деятельности. Такое внимание удерживает мысль на решении задачи или чтении неинтересной, но необходимой для экзамена книги. Воля помогает бороться и с отвлечение внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое в данном случае становится помехой для выполняемой задачи.
Развитие внимания
В развитии внимания у ребенка можно отметить диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и ...
От предсказания к сенситизации
Главной задачей психологии традиционно считается предсказание и контроль поведения. С нашей точки зрения, такое понимание задачи уводит нас в ложном направлении и не оправдывает проведение научных исследований. Сформулированные нами принципы человеческого поведения могут иметь ограниченную во времени предсказательную силу, и даже само и ...
Экспериментальное исследование самооценки младших школьников.
Организация исследования самооценки младших школьников
Целью опытно-экспериментальной работы
составить и апробировать программу по развитию адекватной самооценки.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проявление свойств самосознания.
2. Определить эмоциональный уровень самооценки.
3. Определить особенности самооценки младших школьников и представлени ...