Основные группы психологического самопониманияСтраница 1
Лабораторные методы и Т-группы. Лабораторный метод может рассматриваться как процесс самоизучения клиентом своих индивидуальных особенностей, где осуществляется «расширение сознания» в целях более эффективного социального функционирования. Клиенты рассматривают проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Рабочий метод базируется на концепции межгруппового взаимодействия и концепции полномочий. Цель лаборатории — тренинг навыков организационного поведения и развития сенситивного опыта.
Тренинг сенситивности может рассматриваться только как часть лабораторного метода, так как он непосредственно связан с вопросами персонала и лишь отчасти — с процессами группы.
Т-группа, или «тренинг-группа», рассматривается как отдельная группа развития сенситивности. Она состоит из десяти-пятнадцати членов, роль тренера состоит в том, чтобы помогать расширять опыт межгрупповых взаимодействий. Неструктурированные ситуации, которые проявляются в результате межгруппового взаимодействия, служат материалом для изучения. Методы тренера могут включать ролевые игры, работу с групповыми фантазиями, конфронтации и обратную связь.
Джесард Эгон, выделив главные переменные сенситивного тренинга, предложил новую модель «контракт-интерперсональной группы». Данная группа отличается от традиционной Т-группы, так как она имеет структуру, цели, лидера, который на основе контракта моделирует поведение группы. Лидер — член группы, он является примером для остальных в ситуации самораскрытия, самоанализа.
Лорэйн Гибб развил эту форму групповой работы. Согласно его концепции, лидером становится тот, кто может войти в группу «свободным от роли» способом. Лидер стремится отвечать спонтанно, бессознательно, однако его ответы должны быть полезны группе, отражать уровень их притязаний и потребностей.
S-группы. S-группы, или группы обучения, состоят из восьми — пятнадцати человек, работу организует консультант, в задачи которого входит анализ группового поведения. Задача лидера — отрефлексировать неконструктивное поведение клиента и подсказать ему адекватные модели поведения. В процессе развития метода были предложены и другие модели, корректирующие отношения членов группы.
Групповой процесс используется для того, чтобы в процессе группового взаимодействия помочь клиентам понять специфику своих отношений и поведения, которые в реальности выступают в качестве дисфункции. Лидер или консультант рефлексирует осознанные или неосознанные поведенческие проявления клиентов, а затем корректирует их в процессе группового взаимодействия.
В работе используют элементы психодрамы, ролевых игр, чтобы расширить стратегии понимания конфликтов. В отличие от групп терапии, данные группы существуют непродолжительное время, они позволяют участникам справиться с такими проявлениями, как чувство неуверенности, гнев, агрессия, беспокойство и т.д., которые проявляются в межгрупповом взаимодействии.
Группы встреч. Группы встреч сосредоточиваются на индивидуальном развитии, терапевтические проблемы в них менее актуальны. Группа состоит из шести-двенадцати человек, работа строится на столкновении, конфронтации различных мнений. Техники работы — самораскрытие, спонтанность, обратная связь, используются сенсорные методы. Основная цель — обеспечение непосредственного контакта, без фильтрации информации и ее искажения. В работе подчеркивается познавательная и эмоциональная причастность к ситуации, которая разворачивается в группе. Правила групповой работы не накладывают ограничений на форму дискуссий, они свободны, не разрешено лишь причинение физического вреда членам группы. Тактика лидера — конфронтация к тем, кто не принимает активного участия в обсуждении предложенной темы.
Марафон. Цель группы марафонов — личностное изменение клиентов. Такие группы предпочли радикальный отход от традиционных групповых методов. Группа работает непрерывно в течение 24 часов и более, роль лидеров направлена на развитие творческого потенциала группы и снятие напряжения.
Психологическая близость, которая раскрывается благодаря интенсивному общению, дает возможность раскрыться клиентам, влияет на интенсивный личностный рост. Существуют групповые правила, среди которых можно выделить: конфиденциальность, взаимодействие на основе принципа «здесь и теперь», сохранение единого пространства общения и т.д. Исследования показали, что фактор усталости может позитивно влиять на групповое взаимодействие, активизацию поставленных целей.
Таким образом, социальная работа с группой имеет широкий спектр форм и моделей. Основные задачи групповой работы применительно к практике социальной помощи можно свести к следующему: помощь клиенту во взаимодействиях с другими людьми, решение проблем с общением и взаимодействием, социальное развитие и изменение окружающей социальной среды.
Социальные характеристики лиц, склонных к вандализму
Вандализм – преимущественно мужской феномен. Этот факт констатируется практически во всех исследованиях и обзорах. Но, хотя в целом доля лиц женского пола среди вандалов крайне мала, абсолютная численность женщин, задержанных за вандализм, впечатляет. В 1995 г. в США за разрушение собственности были арестованы более 30 000 женщин. В исс ...
Введение.
О личности испанского врача эпохи возрождения, Хуана Уарте, известно не так уж много. Точная дата его рождения не установлена, по всей вероятности это было в 1529 году. До недавнего времени считали, что Уарте учился в университете Уэска. Однако последующие исследования показали, что он учился в Баэсском университете, а медицину изучал ...
Проблема образа как фундаментальная проблема
психологии. Образ как феномен психического отражения
С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ понимается как отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события.
Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадле ...