Влияние социальных норм на взаимодействие в группе

Статьи по психологии » Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте » Влияние социальных норм на взаимодействие в группе

Чтобы общаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в обществе и называются социальными нормами. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует сходное реагирование окружающих людей на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Поэтому групповая (или социальная) норма - это правило, стандарт поведения в обществе, регулятор отношений. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Важным показателем, связанным с эффективностью взаимодействия, является содержание норм. Принятые в группе нормы усваиваются всеми членами группы и как бы “изнутри” регулируют поведение каждого, служат средством оценки тех или иных возможностей и способов действия отдельных участников и группы в целом. Если на уроке ученик вдруг решит запеть или попрыгать вместо того, чтобы как все решать задачу, учитель может удалить его из класса. Значительное влияние групповых норм объясняется тем, что только при их выполнении человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание, поддержку.

Нормы - это целая система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы могут существовать очень долго. Такую норму, как мытье рук до и после еды, выработали очень давно. Однако если условия жизни людей меняются и норма становится бесполезной или начинает мешать, то от нее могут отказаться.

С точки зрения разных групп людей нормы могут быть положительными или отрицательными. К положительным обычно относятся нормы, способствующие развитию группы. Это нормы, поддерживающие ее цели и задачи, регулируют поведение, направленное на достижение этих целей. Разумеется, что такие нормы положительно влияют на успешность групповой деятельности. Примерами таких норм в школе являются подготовка к урокам, тишина на занятиях, помощь отстающим и пр. К отрицательным нормам относятся те, которые мешают нормальному процессу учебы; прогулы контрольных, списывание, подсказки и прочие нарушения дисциплины, которые некоторые ребята оценивают как свое геройство.

Нормы могут быть разного уровня проявления. Существуют общественные нормы, принятые во всем мире, каковой является, например, защита детства. Есть нормы более узкие, проявляемые только в одной стране или городе, даже в одной школе. Могут быть нормы, принятые в небольшой группе ребят, которые, скажем, решили обязательно ходить на футбол в одинаковой форме любимого спортивного клуба. И если кто-то не надел майку соответствующего цвета, то все ребята будут проявлять своё недовольство, показывая, что он нарушил общие правила.

Каждая норма имеет свои предпосылки и предполагает наличие определенных условий. Скажем, мы знаем, что старшим надо уступать место в транспорте. Однако если автобус пустой, то условий для проявления этой нормы нет. Нормы проявляются в тех действиях и ситуациях, которые имеют некоторую значимость для окружающих.

Нормы могут быть писаными и неписаными. Например, все знают, что подсказывать нельзя или что плохо обливать соседского мальчика водой с балкона. Но об этом нигде не написано. Эти нормы передаются друг другу в замечаниях, которые делают более старшие люди

Нормы могут быть общими для всех, безотносительно к личности человека, а могут быть особыми, относящимися лишь к ограниченному кругу людей, занимающих ту или иную должность, или предписываемыми профессиональными правилами поведения. В библиотеке, как известно, все должны соблюдать тишину, но, кроме того, у работников библиотеки и у читателей есть свои особые нормы и правила.

Мы можем также различать нормы по степени их принятия: некоторые нормы одобряются почти всеми людьми, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства. Поэтому если поздравлять друг друга с Новым годом принято во всем мире, то поздравлять с Днем учителя или Днем железнодорожника будут лишь тех, кто имеет отношение к этим профессиям.

Нормы различаются по степени и широте допускаемых ими отклонений, а также тех наказаний, которые предполагаются за их нарушение.

Таким образом, норма поведения - это очень широкое понятие. Оно включает в себя и обычаи, и нравственные нормы, и законы - все то, что позволяет людям регулировать взаимоотношения друг с другом и тем самым облегчать свою жизнь.


Лидерство в группе. О сущности лидерства
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит раз ...

«Развитие» индивидуальной жизни
“Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Грец ...

Представления К.Г.Юнга про коллективное и личное бессознательное
К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с идеалистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией». По Юнгу, психика человека включает три уро ...