Рекомендации психологу по проведению коррекционных и профилактических работ с подростками разведенных родителей

Статьи по психологии » Личностно-эмоциональные особенности детей разведенных родителей » Рекомендации психологу по проведению коррекционных и профилактических работ с подростками разведенных родителей

По результатам данного исследования были выделены следующие особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях (фактор – развод родителей):

1. По оценке большинства подростков, воспитывающихся в разведенных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность со стороны матери, враждебность и непоследовательность со стороны отца. Наименее всего проявляется непоследовательность со стороны матери. Также необходимо отметить, что все указанные тенденции являются фактором формирования личностной тревожности у подростка.

2. Отношения подростков из неполных семей (отношение к себе, жизни и значимым другим, отношение к женщинам, отношение к мужчинам и сексу, отношение к семье и работе) характеризуются преобладанием среднего уровня выраженности. Но из анализа распределения испытуемых по высокому и низкому уровням, соответствующим позитивному и негативному отношению, видно, что наблюдается перевес в сторону отрицательных отношений.

3. Подростки из разведенных семей проявляют нежные чувства к матери, братьям и сестрам, сильные положительные чувства – к матери, слабые отрицательные и враждебные чувства – к отцу. Наименее всего подростки испытывают нежные чувства – к отцу, сильные положительные чувства к отцу, слабые отрицательные чувства к матери.

4. Подростки из неполных семей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери, сильные положительные чувства – со стороны матери, братьев и сестер, слабые отрицательные и враждебные чувства – со стороны отца. Наименее всего подростки получают нежные и положительные чувства со стороны отца.

5. По сравнению с подростками из полных семей, подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, обладают выраженной ригидностью и дезадаптивностью, достаточно негативно относятся к семье как социальному институту, а также к сексуальным отношениям, коллегам по работе (учебе). Такие подростки сильно переживают грустные события, а их эмоции относительно радостных событий недостаточно ярки. В их семьях матери склонны проявлять директивность и недостаточно интересуются своими детьми. Но несмотря на это, подростки из неполных семей испытывают более нежные чувства к матери, нежели к отцу, по отношению к которому склонны демонстрировать выраженные негативные и даже враждебные чувства.

Исходя из этого, можно выделить приоритетные направления психологической работы с данной группой подростков:

1. Снижение тревожности.

2. Коррекция и профилактика развития ригидности и дезадаптивности.

3. Развитие эмоциональной сферы.

4. Осознание и изменение отношений к различным сферам действительности.

Для реализации данных направлений рекомендуется использовать тренинговые и консультационные методы, беседы, психотерапевтические приемы.

Возможна работа с родителями по коррекции негативных аспектов в их отношениях с подростками. Рекомендуется проводить беседы и консультации, направленные на расширение сферы осознания родителями своих ошибочных действий, а также возможна организация тренинговых групп по развитию эмоциональной сферы и рефлексивного анализа характера межличностных отношений.


Выдающиеся мыслители древнего Востока
Крупнейшими представителями арабоязычной культуры являются Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен (Ибн-аль-Хайсам), Аверроэс (Ибн-Рушд). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. [7] Ибн Син ...

Задание №4
Предположим, что на 8 испытуемых проведен тест корректурной пробы в обычных условиях (А) и в условиях эмоциональной напряженности (В). Фиксировалось количество ошибок. испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 Условие А 3 5 6 8 10 12 13 14 Условие В 10 10 12 5 8 11 20 ...

Эволюция психических особенностей человека
По мере снижения действия естественного отбора возрастало количество особей с самыми разнообразными вариантами нервной системы: от «традиционно» сильных, жестких до слабых, тонких, «чутких». Общим же недостатком была сильная инертность нервных процессов, медлительность в переходах от активности к торможению и наоборот. В противоположнос ...