Рекомендации психологу по проведению коррекционных и профилактических работ с подростками разведенных родителей
По результатам данного исследования были выделены следующие особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях (фактор – развод родителей):
1. По оценке большинства подростков, воспитывающихся в разведенных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность со стороны матери, враждебность и непоследовательность со стороны отца. Наименее всего проявляется непоследовательность со стороны матери. Также необходимо отметить, что все указанные тенденции являются фактором формирования личностной тревожности у подростка.
2. Отношения подростков из неполных семей (отношение к себе, жизни и значимым другим, отношение к женщинам, отношение к мужчинам и сексу, отношение к семье и работе) характеризуются преобладанием среднего уровня выраженности. Но из анализа распределения испытуемых по высокому и низкому уровням, соответствующим позитивному и негативному отношению, видно, что наблюдается перевес в сторону отрицательных отношений.
3. Подростки из разведенных семей проявляют нежные чувства к матери, братьям и сестрам, сильные положительные чувства – к матери, слабые отрицательные и враждебные чувства – к отцу. Наименее всего подростки испытывают нежные чувства – к отцу, сильные положительные чувства к отцу, слабые отрицательные чувства к матери.
4. Подростки из неполных семей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери, сильные положительные чувства – со стороны матери, братьев и сестер, слабые отрицательные и враждебные чувства – со стороны отца. Наименее всего подростки получают нежные и положительные чувства со стороны отца.
5. По сравнению с подростками из полных семей, подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, обладают выраженной ригидностью и дезадаптивностью, достаточно негативно относятся к семье как социальному институту, а также к сексуальным отношениям, коллегам по работе (учебе). Такие подростки сильно переживают грустные события, а их эмоции относительно радостных событий недостаточно ярки. В их семьях матери склонны проявлять директивность и недостаточно интересуются своими детьми. Но несмотря на это, подростки из неполных семей испытывают более нежные чувства к матери, нежели к отцу, по отношению к которому склонны демонстрировать выраженные негативные и даже враждебные чувства.
Исходя из этого, можно выделить приоритетные направления психологической работы с данной группой подростков:
1. Снижение тревожности.
2. Коррекция и профилактика развития ригидности и дезадаптивности.
3. Развитие эмоциональной сферы.
4. Осознание и изменение отношений к различным сферам действительности.
Для реализации данных направлений рекомендуется использовать тренинговые и консультационные методы, беседы, психотерапевтические приемы.
Возможна работа с родителями по коррекции негативных аспектов в их отношениях с подростками. Рекомендуется проводить беседы и консультации, направленные на расширение сферы осознания родителями своих ошибочных действий, а также возможна организация тренинговых групп по развитию эмоциональной сферы и рефлексивного анализа характера межличностных отношений.
Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения.
Прежде чем перейти к анализу коммуникативных барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения.
Общение
– сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. ...
Причины возникновения
конфликтов
Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и предопределяют характер протекания, методы урегулирования.
Причины конфликта — это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. На рис. 1 в П ...
Задание №6
По данным таблицы проведите анализ дискриминативности отдельных пунктов некоторого личностного опросчика (т.е. вычислите корреляцию между типичным ответом на отдельный пункт (утверждение-отрицание)) с общим результатом по тесту.
№ испыту-емого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
...