Исследование индивидуального стиля деятельности в группах со сложившимся
эмоциональным выгоранием и с несложившимсяСтраница 1
С целью изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога, необходимо сравнить показатели структурных компонентов последнего у педагогов из первой группы и у педагогов из третьей группы. Для диагностики был использована «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С.
Для того чтобы удостоверится в статистически достоверных различиях между результатами первой и третьей групп, использовалась процедура вычисления критерия Стьюдента для неравночисленных выборок.
Для проведения вычислений использовался пакет программ для математической обработки данных STATISTICA 6.0.
Таблица 2.3 - Различия между первой и третьей группам
Компоненты |
3 группа |
1 группа |
Коэффициент Стьюдента | |
I |
подготовительный |
6,7 |
5,6 |
2,41 |
II |
организационный |
4,8 |
4,1 |
2,15 |
III |
коммуникативный |
6,3 |
5,5 |
2,94 |
IV |
дидактический |
6,2 |
5,6 |
0,95 |
V |
дисциплинирующий |
3 |
4,1 |
1,37 |
VI |
стимулирующий |
3,8 |
4,8 |
2,38 |
VII |
оценочный |
5,4 |
4,8 |
1,72 |
VIII |
контрольный |
6,7 |
6,3 |
2,78 |
IX |
рефлексивный |
6,8 |
6,4 |
0,86 |
Подготовительный компонент характеризует ориентировочные действия учителя; организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный контрольный компоненты - исполнительские действия; а рефлексивный – контрольные действия.
Таким образом, статистически значимыми являются показатели по следующим шкалам:
подготовительный (I);
организационный (II);
коммуникативный (III);
стимулирующий (VI);
дисциплинирующий (V);
контрольный (VIII).
Рассмотрим более подробно количественные характеристики по данным шкалам. Обратимся сначала к результатам, полученным в третьей группе (синдром не сформировался):
По шкале подготовительный компонент в данной группе:
- высокие показатели имеют – 13 человек, что составляет 68,4 %;
- средние показатели – 3 человека, что составляет 15,8 %;
- низкие показатели – 3 человека, что составляет 15,8 %.
Высокие показатели по данному компоненту говорят о том, что педагог на должном уровне осуществляет как содержательную подготовку к занятиям (при составлении плана уроков учитывает результаты собственной деятельности на предыдущих уроках; при составлении плана уроков учитывает особенности возраста учащихся; при составлении плана уроков учитывает особенности каждого класса; при составлении плана уроков учитывает особенности групп слабых и сильных учащихся; настраивает на конкретный класс, зная его особенности; настраивает на отдельные группы учащихся, зная их особенности; при подготовке к уроку постоянно пополняет методический арсенал), так и саморегуляционную (идя на урок, оставляю свои проблемы «за порогом»; перед уроком настраивается на позитивный результат своей деятельности; перед уроком настраивается на позитивный результат деятельности учащихся, захожу в класс сразу после звонка, настроенный на работу; при плохом настроении перед уроком настраивает себя на ограничение негативного настроения).
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния стиля
педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у
первоклассников. Сущность и специфика адаптационного
п
Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно способность к адаптации обеспечивает возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Современное представление об адаптации основывается на работах
Г. Селье (1960), П.К. Анохина (1975) и других психологов.
Несмотря на ...
Внимание как психолого-педагогическая проблема. Понятие внимания,
подходы к его исследованию
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. С этим связан и тот факт, что внимание не имеет, в отличие от дру ...
Развитие внимания
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. [35]
Переломный момент в ра ...