Анализ результатов эмпирического исследования
Страница 3

1. Фактор «Отношение к себе, жизни и значимым другим», в который вошли такие переменные, как жизненные цели, отношение к себе, отношение к будущему, отношение к друзьям, отношение к матери, отношение к начальству и учителям, отношение к отцу.

2. Фактор «Отношение к женщинам» включает переменные отношение к женщинам и осознание вины.

3. Фактор «Отношение к сексу и мужчинам», к которому относятся переменные отношение к мужчинам, отношение к сексуальной жизни и отношение к прошлому.

4. Фактор «Отношение к семье и работе» включает такие переменные, как отношение к ученикам, отношение к семье, страхи и опасения.

Следует отметить, что положительный полюс по каждому фактору свидетельствует о позитивном отношении подростка к указанным людям и сферам жизни, отрицательный полюс – о негативном отношении.

Процентное распределение подростков разведенных родителей по факторам предстает следующим образом (см. рис. 1):

Рис. 1. Распределение подростков разведенных родителей по факторам

Условные обозначения:

1 – фактор «Отношение к себе, жизни и значимым другим»;

2 – фактор «Отношение к женщинам»;

3 – фактор «Отношение к сексу и мужчинам»;

4 – фактор «Отношение к семье и работе».

1. Значения выше среднего по показателю «отношение к себе, к жизни и значимым другим» наблюдаются 1 подростка (5%), средний уровень выражен у 15 человек (75%), низкий – у 4 (20%).

2. Отношение к женщинам наиболее позитивно у 2 испытуемых (10%), средний уровень демонстрируют 12 подростков (60%), низкий – 6 (30%).

3. Позитивный полюс по показателю отношение к сексу и мужчинам наиболее выражен у 2 человек (10%), средний уровень – у 13 (65%), низкий – у 5 (25%).

Высокий уровень по параметру положительного отношения к семье и работе выявлен у 2 испытуемых (10%), средний – у 14 (70%), низкий – у 4 (20%).

Подводя итог, можно отметить, что в выборке детей разведенных родителей по всем видам отношений преобладает средний уровень. Но из анализа распределения испытуемых по высокому и низкому уровням, соответствующим позитивному и негативному отношению, видно, что наблюдается перевес в сторону отрицательных отношений.

В выборке детей из полных семей по факторам отношений наблюдаются следующие значения (см. рис. 2):

Рис. 2. Распределение подростков из полных семей по факторам

Условные обозначения:

1 – фактор «Отношение к себе, жизни и значимым другим»;

2 – фактор «Отношение к женщинам»;

3 – фактор «Отношение к сексу и мужчинам»;

4 – фактор «Отношение к семье и работе».

1. Высокий уровень по фактору «Отношение к себе, жизни и значимым другим» демонстрируют 4 человека (20%) средний – 14 (70%), низкий – 2 (10%).

2. Высокий уровень по фактору «Отношение к женщинам» выявлен у 5 испытуемых (25%), средний – у 15 (75%).

3. Высокий уровень по фактору «Отношение к мужчинам и сексу» отмечен среди 7 подростков (35%), средний – 12 (60%), низкий – 1 (5%).

4. Высокий уровень по показателю «Отношение к семье и работе» выражен у 4 человек (20%), средний – у 14 (70%), низкий – у 2 (10%).

Из рисунка 2 видно, что у подростков из полных семей также по всем факторам преобладает средний уровень. Но, в отличие от второй группы испытуемых, в данном случае наблюдается перевес в сторону положительного полюса, свидетельствующего о позитивном отношении.

3. Диагностика по методике «Эмоциональное отношение в семье». Позволяет определить следующие показатели:

– степень выраженности у подростка нежных чувств по отношению к отдельным членам семьи;

– степень выраженности у подростка сильных положительных чувств с «сексуальным оттенком» к отдельным членам семьи;

– степень выраженности у подростка слабых отрицательных чувств по отношению к отдельным членам семьи;

– степень выраженности у подростка сильных отрицательных (враждебных) чувств по отношению к отдельным членам семьи;

– степень выраженности нежных чувств, получаемых подростком со стороны отдельных членов семьи;

– степень выраженности сильных положительных чувств с «сексуальным оттенком», получаемых подростком со стороны отдельных членов семьи;

– степень выраженности слабых отрицательных чувств, получаемых подростком со стороны отдельных членов семьи;

– степень выраженности сильных отрицательных (враждебных) чувств, получаемых подростком со стороны отдельных членов семьи;

– степень выраженности материнской сверхопеки;

– степень выраженности отцовского сверхпотакания;

– степень выраженности материнского сверхпотакания;

Результаты диагностики степени выраженности различных видов чувств у подростка по отношению к отдельным членам семьи представлены в таблице 3.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Понятие о воображении. Его виды
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как в ...

Вывод
1. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обуч ...

Историчность
Восприятие представляет собой систему перцептивных (перцепция – непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) действий, овладение которыми требует специального обучения и достаточно долгой практики. Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь разви ...