История социально–психологического тренинга. Различные подходы к классификации социально–психологических тренингов. Из истории социально-психологического тренинга
Страница 1

Статьи по психологии » Теоретические основы и типология тренингов » История социально–психологического тренинга. Различные подходы к классификации социально–психологических тренингов. Из истории социально-психологического тренинга

Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег.

Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области общественных наук, включая К. Левина, создателя теории групповой динамики. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, вызывающие их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как тебя видят другие.

Изначально Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. В 1946 г. работа в мастерской межгрупповых отношений наталкивает ее организаторов на мысль о возможности нового метода группового обучения и одновременно исследования групповой динамики.

Уже в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга, существующая и поныне. Первой группой стала группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы были учтены в практике Т-групп, где управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров стали обучать эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность и др.

Некоторые из Т-групп были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли ещё в 1954 г. и получили название групп сензитивности.

В 70-х гг. XX в. В Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга был разработан метод, названный

Социально–психологическим тренингом .Практической областью приложения

разработанных М.Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Первая монография, посвященная теоретическим и методологическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована в бывшем Советском Союзе Л.А.Петровской в 1982 г., а первые тренинги начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. В частности этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической группы, руководителями предприятий и организаций.

Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе ,тренинг переговоров, тренинг продаж , тренинг формулирования команды ,тренинг бесконфликтного поведения и т.д.), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название социально – психологический тренинг (СПТ) часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.

В 90-е годы психология становится более женской наукой, чем когда-либо ранее. В переломный момент нашей истории она сознательно или бессознательно воспринималась как дисциплина, дающая успокоение.

В это же время, в начале 90-х годов, начали бурно развиваться разнообразные формы «интенсивного» тренинга, в котором люди в буквальном смысле опрокидывались навзничь, сознательно лишались привычных для них внутренних опор, прежних установок, убеждений и предубеждений с помощью методов прямого тактильного и звукового воздействия, зачастую даже не речевого, а музыкального или шумового.

Первые такие опыты были начаты ещё в 60-е годы в так называемой Эсаленской школе В. Шутцем и Ф. Перлзом, основателем гештальт-терапии.

Также довольно сильное воздействие на сознание некоторых психологов оказала книга Л. Рейнхарда «Трансформация» о программе просветления Вернера Эрхарда. До сих пор существуют терапевты, использующие данную книгу и тренинг В. Эрхарда как основу для своих тренингов.

На сегодняшний день существует и масса других, аналогичных им, движений. При этом далеко не всегда «интенсивным» тренингом занимаются только непрофессионалы.

Страницы: 1 2


Проблема своеобразия личности
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека – один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергаются как досадная помеха экспериментальному исследованию. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и ...

Современные представления о причинах депрессий
Био-психо-социальная модель депрессий Современная наука рассматривает депрессию как заболевание, в происхождение которого вносят вклад разные причины или факторы - биологические, психологические и социальные. Биология депрессий К биологическим факторам депрессий относят, прежде всего, специфические нарушения нейрохимических процессов ( ...

Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения современного студенчества
Наиболее актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и "пои ...