Основные характеристики восприятия
Страница 2

Восприятие времени » Основные характеристики восприятия

Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к вос­принимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт вос­приятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окру­жающие предметы как относительно постоянные по форме, величи­не, цвету и т.п. [6].

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в ре­зультате непосредственного воздействия раздражителя на рецепто­ры, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно вос­принять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толко­вания, объяснения имеющихся данных [10].

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изо­лированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребно­сти, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость вос­приятия от содержания психической жизни человека, от особенно­стей его личности носит название апперцепции. Восприятие есть активный процесс, использующий информа­цию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта лич­ности. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активи­зируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми [12].

Существенным фактором, влияющим на содержание восприя­тия, является установка субъекта. Описано очень много случаев, когда восприятие субъекта искажалось под влиянием установки. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов. Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоцио­нального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т.п.) показывают, что восприятие — активный процесс, которым можно управлять [10].

Восприятие имеет свои физиологические основы. В осно­ве восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружаю­щего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздра­жителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализа­торных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раз­дражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого [6].

Существует два основных типа классификации восприятий. В основе классификации восприя­тий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой ана­лизатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения [10].

Страницы: 1 2 3


Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Теории диадического взаимодействия
(Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 70-83) Бихевиористская ориентация включает в качестве одного из методологических принципов принцип гедонизма. Доктрина психологического гедонизма, одна из старейших доктрин психоло ...

Развод как социально-психологическое явление
Проблема развода находится в связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то соврем ...

Влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника. Происхождение и сущность игры
Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов [п. 12, с.10]. Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие ...