Флегматический темперамент хладнокровного (des Kaltbliitigen)
Страница 1

Типы темперамента » Флегматический темперамент хладнокровного (des Kaltbliitigen)

Флегма означает отсутствие аффекта, а не инертность (безжизненность), и поэтому человека, у которого много флегмы, нельзя называть флегматиком и под этой кличкой зачислять в разряд лентяев.

Флегма как слабость — это склонность к бездеятельности, нежелание браться за дело, даже если побуждения к этому очень сильны. Нечувствительность к побуждениям представляет собой добровольную бесполезность, и его склонности направлены только па насыщение и соп.

Флегма как сила — это способность приходить в движение хотя и не легко и не быстро, но зато надолго. — Тот, у кого в крови добрая доза флегмы, нагревается медленно, но долго храпит тепло. Он не легко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться; холерик же пришел бы в бешенство, что не может твердого человека вывести из равновесия.

Хладнокровному нечего жалеть о том, что у него совершенно обычная доза разума, но в то же время он от природы одарен этой флегмой; хотя он и лишен блеска, но зато исходит из принципов, а не из инстинктов. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом. Своим темпераментом он превосходит других, не задевая их тщеславия. Его часто называют также пронырой, ибо все направленные на него снаряды, выпущенные из баллист и катапульт, отскакивают от него, как от мешка с ватой. Это уживчивый муж, который умеет забирать власть над женой и родственниками, хотя с виду он покорен воле всех, так как, обладая непреклонной, но благоразумной волей, он умеет приспособить их волю к своей, подобно тому, как тела с небольшой массой и большой скоростью движения, нанося удар, пробивают встречающиеся им препятствия насквозь, а при меньшей скорости, но при большем объеме увлекают за собой это препятствие, не разрушая его.

Два типа темперамента (сангвинический и меланхолический) Кант рассматривает как темпераменты чувства, два другие (холерический и флегматический) -как темпераменты действия. Кант не отрицает влияния свойств организма на темперамент, но его интересуют не они, а, прежде всего то, каким образом душа человека способна чувствовать и действовать.

Как полагают многие исследователи. Кант не внес в учение о темпераментах ничего принципиально нового, но, по определению российского психолога А.А. Токарского, он санкционировал это учение своим описанием, и эта „санкция гениального ума" способствовала возрождению интереса к этой психологической области (А.А. Токарский, 1896). В частности, именно этим описанием четырех типов темперамента руководствовался Вундт, создавая свою типологическую схему.

Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовых характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональных процессов. Одной из этих характеристик является сила эмоциональных реакций, второй - уровень стабильности эмоциональных реакций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоционально нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реакций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств и т.д.

Таким образом, Вундт отходит от чисто описательных типологий темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому иди иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных.

Страницы: 1 2


Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П
Л. - важнейшая среди психологич. категорий. В ней оказываются интегрированы все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Проблема Л-и и сущности ее психолог, хар-тик приобрела в России остроту и актуальность в 60-80 годы XX века и породила дискуссии. Теория самопричинности Л-и В.А.Петровского: определя ...

Анализ результатов исследования социально-психологического паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста
Для выделения благополучной и неблагополучной семьи мы использовали две группы показателей «объективные» и «субъективные». Объективная картина благополучия–неблагополучия семьи выяснялась по данным социально-педагогического паспорта каждого ребенка. «Субъективные показатели» - на основе анализа результатов методики «Кинетический рисунок ...

Волевая готовность.
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих труднос ...