Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения
Страница 3

Статьи по психологии » Конфликтность молодой семьи в период первичной адаптации » Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения

Недоразумение предполагает ложные выводы из ситуации вследствие недостаточно четкого проявления мыслей, отсутствия взаимопонимания, эмоциональной напряженности одного из участников конфликта.

Семейные инциденты, мелочность и незначительность их могут, однако, порождать временное волнение, раздражение и неверное восприятие, которые приводят к конфликту.

Дискомфорт означает интуитивное ощущение того, что происходит что-то не так, хотя вербальное его выражение затруднено. Это способствует усилению внутреннего наблюдения, бдительности.

В отечественной и зарубежной психологии сложилось множество точек зрения на основания по которым можно типологизировать те или иные семейные конфликты.

1. В зависимости от функционирования и разрешения делят конфликты на:

- позитивные или негативные;

- конструктивные или деструктивные.

Выполняя конструктивную функцию, конфликты в зрелых семьях выявляют взаимные притязания супругов и других членов семьи, различия в их потребностях, установках и намерениях, способствуют выработке единых позиций, успешной адаптации к исполнению различных ролей. Такие конфликты протекают на общем фоне положительных взаимоотношений в семье, взаимной удовлетворенности ее представителей и эмоциональной привязанности. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.

Деструктивные конфликты мешают выработать супругам, другим членам семьи единую точку зрения, ведут к дезорганизации их общения и сотрудничества, к дезадаптации. Подобные конфликты протекают на фоне негативных семейных отношений, взаимной неудовлетворенности их участников и ослабления или потери эмоциональной привлекательности партнеров. Деструктивные конфликты характерны, как правило, для проблемных семей. Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода.

2. По ценностному признаку (ценностным ориентациям) семейные конфликты подразделяются на конфликты терминальных и инструментальных ценностей партнеров.

Конфликт терминальных ценностей и ориентаций выражается прежде всего в виде несогласия по следующим проблемам: важное и второстепенное в жизни, престижное и не престижное, хорошее и плохое. Разногласия часто проявляются по незначительным поводам - разное отношение к знакомому товарищу, книге, к проведению досуга, отпуска и т.п.

Конфликт инструментальных ценностей проявляется в различиях взглядов на способы и средства достижения жизненных целей (достойные и недостойные, честные и нечестные, порядочные и непорядочные и т.п.). Одобряя стремление партнера к достижению высокого социального статуса в служебной карьере, уровня жизни, супруга, например, не поддерживает применяемые при этом способы (интриги с сослуживцами, ложный карьеризм, обогащение за счет других и т.п.).

3. По глубине, силе, времени существования конфликты бывают:

- сильными и слабыми (незначительными),

- глубинными и поверхностными,

- длительными (затяжными) и быстротечными (кратковременными).

Специалистами в области семейного консультирования замечено, что глубина, значимость, затяжной характер, особая чувствительность и непереносимость конфликта в определенной сфере семейной жизни свидетельствуют об особой личной значимости для супругов той области отношений, которая оказалась негармоничной, конфликтной. Конфликты часто носят устойчивый характер там, где считают, что в семейной жизни можно себя не сдерживать: что хочу, то и говорю, как нравится, так и поступаю.

4. В связи с составными элементами конфликта (конфликтной ситуацией и ее образами у участников разногласия), по мнению американского психолога М. Дойча, можно выделить следующие типы семейных конфликтов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Классификация диагностического инструментария
Существует ряд классификаций диагностических средств, данная классификация базируется на делении исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный, с выделением в рамках последнего особого психодиагностического метода (Бурлачук). Он конкретизируется автором в трех основных диагностических подходах объек ...

Изучение внимания детей младшего школьного возраста. Цели, задачи, методы исследования.
Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода. Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи: 1. Подобрать методики изучения внимания учащихся; 2. Провести исследование внимания дет ...

Психологическая структура школьного класса
В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: формальную (официальную) и неформальную (неофициальную). Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для вс ...