Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновенияСтраница 3
Недоразумение предполагает ложные выводы из ситуации вследствие недостаточно четкого проявления мыслей, отсутствия взаимопонимания, эмоциональной напряженности одного из участников конфликта.
Семейные инциденты, мелочность и незначительность их могут, однако, порождать временное волнение, раздражение и неверное восприятие, которые приводят к конфликту.
Дискомфорт означает интуитивное ощущение того, что происходит что-то не так, хотя вербальное его выражение затруднено. Это способствует усилению внутреннего наблюдения, бдительности.
В отечественной и зарубежной психологии сложилось множество точек зрения на основания по которым можно типологизировать те или иные семейные конфликты.
1. В зависимости от функционирования и разрешения делят конфликты на:
- позитивные или негативные;
- конструктивные или деструктивные.
Выполняя конструктивную функцию, конфликты в зрелых семьях выявляют взаимные притязания супругов и других членов семьи, различия в их потребностях, установках и намерениях, способствуют выработке единых позиций, успешной адаптации к исполнению различных ролей. Такие конфликты протекают на общем фоне положительных взаимоотношений в семье, взаимной удовлетворенности ее представителей и эмоциональной привязанности. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.
Деструктивные конфликты мешают выработать супругам, другим членам семьи единую точку зрения, ведут к дезорганизации их общения и сотрудничества, к дезадаптации. Подобные конфликты протекают на фоне негативных семейных отношений, взаимной неудовлетворенности их участников и ослабления или потери эмоциональной привлекательности партнеров. Деструктивные конфликты характерны, как правило, для проблемных семей. Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода.
2. По ценностному признаку (ценностным ориентациям) семейные конфликты подразделяются на конфликты терминальных и инструментальных ценностей партнеров.
Конфликт терминальных ценностей и ориентаций выражается прежде всего в виде несогласия по следующим проблемам: важное и второстепенное в жизни, престижное и не престижное, хорошее и плохое. Разногласия часто проявляются по незначительным поводам - разное отношение к знакомому товарищу, книге, к проведению досуга, отпуска и т.п.
Конфликт инструментальных ценностей проявляется в различиях взглядов на способы и средства достижения жизненных целей (достойные и недостойные, честные и нечестные, порядочные и непорядочные и т.п.). Одобряя стремление партнера к достижению высокого социального статуса в служебной карьере, уровня жизни, супруга, например, не поддерживает применяемые при этом способы (интриги с сослуживцами, ложный карьеризм, обогащение за счет других и т.п.).
3. По глубине, силе, времени существования конфликты бывают:
- сильными и слабыми (незначительными),
- глубинными и поверхностными,
- длительными (затяжными) и быстротечными (кратковременными).
Специалистами в области семейного консультирования замечено, что глубина, значимость, затяжной характер, особая чувствительность и непереносимость конфликта в определенной сфере семейной жизни свидетельствуют об особой личной значимости для супругов той области отношений, которая оказалась негармоничной, конфликтной. Конфликты часто носят устойчивый характер там, где считают, что в семейной жизни можно себя не сдерживать: что хочу, то и говорю, как нравится, так и поступаю.
4. В связи с составными элементами конфликта (конфликтной ситуацией и ее образами у участников разногласия), по мнению американского психолога М. Дойча, можно выделить следующие типы семейных конфликтов:
Планирование эксперимента и контроль переменных
Этапы Y-го исслед-я: 1) определен, темы Y-ro исслед-я. Устанавл-ся проблема исслед-я; тема огранич-ет область исслед-я; 2) работа с науч. лит-рой: исслед-ли должны познакомится с инф., а-я уже есть по этой теме и сделать выводы; 3) уточнение гипотезы и определение переменных;
4) исслед-ль должен выбрать экспер-ый инструмент, а-ый позво ...
Анализ результатов исследования социально-психологического
паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего
школьного возраста
Для выделения благополучной и неблагополучной семьи мы использовали две группы показателей «объективные» и «субъективные». Объективная картина благополучия–неблагополучия семьи выяснялась по данным социально-педагогического паспорта каждого ребенка. «Субъективные показатели» - на основе анализа результатов методики «Кинетический рисунок ...
Исследование уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в
семьях алкоголиков. Организация и методы исследования
локуса контроля
Целью исследования является определение уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков,
и в обычных семьях.
Для достижения поставленной цели мы определили задачи:
1. Используя методику исследования уровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им, В.М. Бехтерева на основании шкалы локус контроля Дж. ...