Типология и структура характеров. Структура характера
«Характер – элемент психического склада человека. Характер является целостным образованием, определяющим человеческое «Я». Понимание характера как единства черт человека не исключает выделения в нем отдельных составляющих с целью познания его сущности.
Определить структуру характера – значит выделить в нем ведущие компоненты, без которых целостность характера вообразить нельзя.
В структуре характера выделяются содержание и форма. Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания.
В структуре характера выделяются следующие компоненты:
- направленность,
- убеждения,
- умственные черты,
- эмоции,
- воля,
- темперамент,
- полнота,
- целостность,
- определённость,
- сила.
Направленность является ведущей в структуре характера. Она проявляется в выборочном оценочном отношении к поступкам и деятельности людей и самому себе.
Убеждения – знания, идеи, взгляды, являющиеся мотивами поведения людей, становятся чертами его характера и определяют отношение к действительности. Убеждения проявляются в принципиальности, неподкупности, правдивости, требовательности.
Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности.
Эмоции лежат в основе таких черт характера, как горячность, зажигательность, сочувствие, наглость, грубость, всепрощение, бесчувственность, невозможность сопереживать.
Воля в структуре характера обусловливает его силу и твердость. Воля – деятельная сторона разума. Сильная воля делает человека самостоятельным, стойким, непоколебимым, мужественным. Особенности волевой сферы, переходя в свойства личности, образуют существенные черты характера. Однако, как ни тесна связь воли и характера, они все же не тожественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содержание, которое направляет эту силу. Характер включает те свойства и действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т.п. действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами личности, ее характера (ее уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.).
Необходимо иметь ввиду, что характер – это совокупность всех структурных компонент»[10].
Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те
Одна из глав. особ-тей дошкол. возраста - 1-е произвольности ведущих психич. пр-сов. Выготский, к-ый считал 1-е произвольности одной из важнейших хар-тик дошк. возраста, связывал это с появлением ВПФ и Т-ем знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования чел. психики в пр-се использования знаков как средств регуляции психич. ...
Результаты реализации программы формирующего эксперимента
по развитию способов сотрудничества у детей из неблагополучных семей
В ходе проведения занятий большинство детей активно включались в работу. Эмоционально откликались на задания вводной части. Например, на первом занятии дети должны были рассказать о том, какие добрые дела они сделали. Женя М. рассказала о том, что она помогает маме по дому, Сережа Р. поделился своими впечатлениями после выходного дня, к ...
Приложение.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ОДИНОЧЕСТВОМ
Практические рекомендации
Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние, жалость к себе, скука, ощущение собственной непривлекательности, застенчивость. Одинокий человек как бы говорит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, обратите на меня внимание…»
Что же делать? Поплакать, поспать, ниче ...