Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновенияСтраница 2
На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов-студентов на то, как она должна быть организована.
В качестве интегральной причины конфликтов и в студенческих и в других видах семей может быть рассмотрена рассогласованность представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру. Этот фактор принадлежит сфере удовлетворения потребностей супругов.
Конфликты между членами семьи не всегда осознаются. Как раз наоборот, многие из них остаются неосознанными. Осознание конфликта участниками семейного взаимодействия подразделяется на следующие виды: адекватное (соответствующее реальному восприятию разногласий); неадекватное (партнеры воспринимают конфликтную ситуацию искаженно); ложное (конфликтное взаимодействие возникает на основе неправильной оценки себя и партнера в семье).
Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п.
Брачные партнеры, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые не являются четкими и тем более жесткими. Часто супруги сами договариваются о взаимных обязанностях, о разделении труда в семье, о распределении семейного бюджета. Так постепенно складывается система взаимодействия и сотрудничества.
Естественно, что поступки мужа и жены определяются тем, как они понимают основные цели, задачи семейной жизни. Каждый из супругов вносит свой вклад в семейную кооперацию. Поведение мужа или жены организуется в ответ на те требования, которые предъявляет брачный партнер. Если же это поведение не соответствует этим ожиданиям и требованиям, то возникают конфликтные ситуации, взаимные обвинения в том, что обязательства не выполняются.
Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить все, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к еще большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга.
Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида .
В семейном конфликте исследователи выделяют следующие независимые уровни:
- психофизиологический,
- психологический,
- социально-психологический,
- социокультурный.
При этом различают внутриличностный конфликт мужа, внутриличностный конфликт его жены и межличностный конфликт (между мужем и женой, родителями и детьми, между детьми).
Структура семейного конфликта включает: конфликтную ситуацию (субъекты возможного конфликта и его объект, например, неустойчивая область эмоционального взаимодействия в семье) и образы участников конфликта.
Семейный конфликт представляет собой сложное явление, охватывающее различные уровни взаимодействия. Его зарождение и протекание возможно на уровне взаимоотношений супругов, без реализации в их поведении определенное время - стадия скрытого конфликта.
Обострение взаимоотношений партнеров способствует тому, что конфликт распространяется и на сферу их общения, выражается в различных формах конфликтного вербального и невербального поведения. Переход конфликта на поведенческий уровень свидетельствует о его обострении и перерастании из скрытой стадии в открытую. Существуют определенные сигналы или признаки конфликтов в семье: кризисные ситуации (состояния), напряжения, недоразумения, инциденты, дискомфорт.
При кризисном состоянии на первый план выходят стремление порвать связь с партнером по любви, проявления насилия (психического и физического), ожесточенные споры, потеря контроля над эмоциями, некоторая потеря силы в нормах поведения, возможная способность в воображении и действиях к крайностям.
Состояние напряжения кого-либо из представителей семейной системы искажает восприятие, обременяет взаимоотношения предвзятыми мнениями, отрицательными установками, видоизменяет чувства к худшему, становится источником непрерывного беспокойства.
Результаты экспериментального исследования
Опираясь на исследования психологов Я.Л. Коломинского, В.С. Мухиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.А. Амонашвили и др., мы выбрали время проведения исследования – конец второй четверти, так как это время является стандартным для высокой и средней адаптации первоклассников к школе.
Для изучения протекания адаптационного периода у пер ...
Мотивация обучения в аспирантуре
Мотивация обучения в аспирантуре – мало изученный вопрос. Он близок более изученным вопросам мотивации обучения школьников и студентов, но имеет свою специфику, связанную с возрастом учеников – по сути это уже взрослые люди. Кроме того, основой обучения аспирантов, в отличие от школьников и студентов, является подготовка и публичная защ ...
Экспериментальное изучение гармоничного развития
детей до и после рождения. Организация
эксперимента
В задачи наших исследований входило определение важности психологической поддержки родителей для гармоничного развития ребенка.
Исследования проводились нами в качестве наблюдений хронологического порядка событий за двумя группами будущих матерей, в первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; ...