Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те
Страница 2

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те

Эльконин Д.Б. выделил структуру игровой деятельности в число основных элементов которой входят сюжет(во что играют), содержание(как играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия, операции и игровые отношения. По мнению Эльконина наибольшее значение имеет не воображаемая ситуация, как предполагал Выготский, а роль, которая позволяет ребенку овладеть своим поведением, т.к. в ней скрыто правило поведения в данной игре. Помимо этого Эльконин выявил формирование психических функций и личностных качеств детей, что и дало ему возможность доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте. Значительное место в исследовании дошк-ов занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В это время впервые его внимание переключается со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В процессе такого общения развивается самооценка , которая становиться более адекватной. О значении адекватной самооценки писал К.Роджерс. Практически все психологи, изучавшие развитие личности детей, соглашались с Роджерсом в том, что основной характеристикой Л-ти является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе; в качестве бесконфликтного развития Л-ти выступает положительное эмоциональное отношение к себе в сочетании с точным и полным знанием о себе. => адекватная самооценка. В дошк-ом возрасте увеличивается независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, которые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком. По данным Лидии Ильиничны Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у- них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень удовлетворения своим местом в этих отношениях. Проблема готовности ребенка к школе - не отдельные знания и умения, но их определенная структура, в которой должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень развития их может быть разным. Это -мотивационная, Л-ная готовность, волевая , интеллектуальная готовность, высокий уровень зрительно-моторной координации. Школьный возраст. Главным фактором, обусловливающим развитие детей 6-10 лет, является изменение социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу. Это трансформирует всю систему взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, формирует у него наиболее важную в этот момент ведущую деятельность- учебную. Старая система взаимоотношений ребенка со взрослым дифференцируется, трансформируясь ел. образом:

Ребенок—взрослый -ся на: Ребенок— родитель и Ребенок— учитель. Т.е., значимые взрослые- это уже не только близкие, но и учитель, реализующий свою высокую статусную позицию не в системе родственных или эмоционально-теплых отношений, а в системе социально- нормативных взаимодействий. Этот переход болезненно воспринимается 6-летними детьми, т.к. ребенок все еще находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Становление познавательной мотивации- один из наиболее важных этапов развития в этот период. В основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т.д. быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы с формировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу.

Система соподчинения мотивов показывает, что в любом случае познавательная мотивация не является единственной в том мотивационном комплексе, который определяет поведение ребенка в школе. Присутствуют здесь и игровые мотивы, и направленность на общение со сверстниками. Главное какой мотив преобладает в этой иерархии. Многочисленные исследования показали, что корни неуспеваемости детей в школе кроются не только в интеллектуальных нарушениях(задержке, отставании), но и в некоторых индивидуальных особенностей детей- импульсивности(связанной с отсутствием ориентировки в задании), не умение сосредоточиться и организовать свою Д-ть, тревожности и неуверенности в себе. Эти качества не связаны напрямую с мышлением , но тем не менее мешают детям учиться, слушать учителя и выполнять его задания.

Страницы: 1 2 3


Теоретические основы исследования самооценки младших школьников. Самооценка как структурный компонент самосознания. Понятие самооценки
В психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрир ...

Виды и основные свойства внимания
Выделяют три основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели с нашей стороны, называется непроизвольным или преднамеренным. Факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются как характеристики внешних раздражителей, так и характ ...

Практическое исследование об особенностях развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Организация исследования
В теоретической части данной курсовой работы мы рассматривали особенности развития в дошкольном возрасте таких психических процессов, как восприятие, внимание и память. Исходя из этого, выделяем следующую цель исследования: исследование о существовании связи между восприятием, вниманием, памятью дошкольника. Объектом исследования явля ...