Осн. теорет. направ-ния зарубеж. П пер-да открытого кризисаСтраница 2
=> обучение путем проб и ошибок. Дж.Уотсон - повед-е следует объяснять из отнош-й м\у непосредственно наблюдаемыми воздействиями физич. раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемых ответов (реакций) =>. S-R => процессы м\у S и R
(физиологические или псих-ие) - Y-ия должна устранить из своих гипотез и объяснений. Уотсон заменил все традиционные представления о псих-их явлениях их двигательными эквивалентами. Т.ж. исследовал речь и М-ие - одинаковая природа. М-ие - та же речевая реакция, сопровождаемая такими же мышечными сокращениями, но меньшей интенсивности. Речь формируется: внешняя речь- шепот- внутренняя речь. Эмоции - рез-т наших привычек, изменяются в зависимости от обстоятельств. Беррес Фредерик Скиннер - считал необходимым систематич. подход к пониманию чел. повед-я. Стремился понять причины повед-я и научиться им управлять. Разработал методы целенаправленного обучения и управления повед-ем. Оперантное поведение (на основе представления о том, что умения и знания представляют собой вариации поведения): - психика основана на рефлексах разного рода, при оперантном обучении- подкрепляется не стимул ( как у Павлова), а поведение операции, которые совершает субъект в данный момент и к-ые приводят к нужному рез-ту. Оперантным научением объяснял Т-е речи- как особой вербальной формой поведения. Бихев-зм стал ведущей психологич. школой 20 в. в США. Уверенность в необ-ти и возмож-ть направленного обучения, формирующего опред. тип Л-ти, а т.ж. методы, осуществляющие пр-сс научения явл. одним из достояний этого направления. 3 Гештальт. П.) В нач. 20-х годов в Германии - Макс-Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Левин - заложили методологию этой школы. Предмет- некое сочетание сознания ч-ка и апперцепции. Исследовали содержания психики, познават. пр-сов, а т.ж. стр-ры и динамики 1-я Л-ти. Основой психики - не отдел, эл-ты сознания, но целостные фигуры гештальты, св-ва к-ых не явл. суммой свойств их частей. Идеи, Р-мые гештальт П-ей, основывались на экспериментал. исслед-и познават. пр-сов. Это быпа 1-ая школа к-ая начала строго экспериментальное изучение стр-ры и качеств Л-ти, т.к. метод психоанализа-нельзя было считать ни Q-ным, ни экспёрементальным. Вертгеймер - исследовал феномены психич. поля, законов по к-ым оно образуется и реорганизуется. Выделил законы и св-ва восприятия (законы гештальта), мех-мы творч. М-ния. Курт Коффка - изучение св-в, законов и 1-я восприятия. Рез-ты: синтез Y-ии 1-я и гештальтУ-ии, законы 1-я гештальтов. Кёлер - изучал законы и 1-е образно-схематич. М-ния, изоморфность псих-го, психофизич-го и физич-го полей. Левин -Теорию Л-ти назвал- «Теория псих-го поля»: Л-ть живет и т-ся в псих-ом поле окруж. ее предметов, кажд. из к-ых имеет определенный заряд (валентность). Воздействуя на ч-ка, предметы вызывают в нем потребности, к-ые Левин рассматривал как энергетические заряды, вызывающие напряжение чел-а. В этом состоянии ч-к стремиться к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потреб-ти. Выделил 2 рода потреб-тей: биологические и социальные (квазипотребности). Поведение - одновременно функция Л-ти и псих-го поля. Потребности в стр-ре Л-ти нах-ся в опред. иерархии. Теория конфликтов: 3 типа конфликтов: -«стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». Работы Левина позволяли проанализировать факторы, лежащие в основе волевого, собственно Л-го повед-я чел-а, позволяющего ему преодолеть давление среды, др. людей, обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие возможность не только понять себя и ситуацию, но и встать над ней, реализовав свои квази потребности. К серед, 30-х годов классич. бихев-зм и гештальтУ-ия распались.
Сущ-ло 3-й т.зр. по поводу преодоления или не преодоления кризиса: 1)кризис П. остался непреодоленным, т.к. идея идеальной общей псих-ой теории - утопическая. 2)Кризис преодолен в том понимании, в котором он сложился в 10-30 гг.: нет методологической проблемы. 3)Не м.б. преодолен вообще.
Исследование лидерства у школьников. Исследование
методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»
№ исследуемого п/п
Сумма балов
Уровень выраженности лидерских способностей
1
26
2
2
28
2
3
26
2
4
31
2
5
36
3
6
27
2
7
24
1
8
29
...
Психосоматика
Жизнь современного человека насыщена эмоциональными переживаниями. Снижение уровня жизни, ломка привычных стереотипов, непростое социально-экономическое положение в государстве - всё это заставляет нас находиться в постоянном психическом напряжении, в состоянии стресса. Развитию психологического стресса также способствуют межличностные ...
Результаты исследования
Данные исследование уровня самооценки дошкольников по методике “Лесенка” представлены в таблице 1.
Таблица 1
Испытуемый
«Сам»
«Родители»
«Воспитатели»
«Дети»
Егор А.
5
7
7
7
Арина А.
6
5
2
7
Данил Б.
7
7
7
7
Полина Б.
7
7
7
6
Миша В.
7
6
3 ...