Сущность, функции и виды речиСтраница 1
Интерес к исследованию речи и языка обнаруживается на всех этапах существования человеческой истории, начиная с работ Платона и Аристотеля, вплоть до настоящего времени. Так, Платон в одном из своих диалогов писал, что «слово – это орудие обучения и распределения сущностей, подобно тому, как челнок – орудие распределения нитей на прядильном станке. Для каждого дела отыскивается орудие, назначенное ему от природы. Когда же человек сам создает орудие, он должен придать ему не какой угодно вид, а именно такой, какой назначен природой».
Он считал, что работу по наименованию вещей, созданию языка, производят лучшие умы среди людей, «законодатели». Они умеют воплощать в звуках то самое имя, какое в каждом случае назначено природой. Платон подробно рассматривает вопрос о «естественности» изобретаемых слов и показывает, что в словах, путем использования подражания звучанию или другим сенсорным признакам, так или иначе, воспроизводится обозначаемый предмет. Поскольку не все слова языка поддаются такого рода «объяснению», то Платоном была введена идея их «испорченности» в результате хождения среди людей или заимствовании слов из других языков. Платон считал форму слова не случайной, а связанной с его функцией и содержанием.
Аристотель, в отличие от Платона, стоял не на натуралистической, а на конвенционалистской позиции, то есть он считал, что язык является плодом соглашения между людьми. Придавая большое значение языку и речи, Аристотель счел необходимым дать подробное описание основных элементов речи (звуков, слогов, союзов, имен, флексий и предложений). Кроме того, им были проанализированы слова простые и сложные, общеупотребительные (глоссы, метафоры, украшения речи), слова «растяженные», сокращенные и измененные. Отдельному анализу были подвергнуты слова разговорной речи и ораторской.
Исследования речи интенсивно проводились и на протяжении последующих веков, особенно усилившись в конце XIX-начале XX веков. Среди наиболее известных исследования зарубежных и отечественных ученых: В. Вундта, Ф. де Соссюра, И.П. Павлова, А.Г. Смоленского, Н.И. Красногорского и др.
Многочисленные исследования языка и речи позволили понять, что слово является не только орудием познания, но и средством регуляции высших психических процессов. На примере восприятия и произвольного действия была доказана регулирующая функция речи в протекании психических процессов. Однако прагматическая и регулирующая функции речи долгое время игнорировались.
Одним из первых их начал исследовать выдающийся американский психолог, основатель бихевиоризма Беррес Фредерик Скиннер (1904–1990). Известно, что с 1938 года он начал интенсивно заниматься языком и изложил результаты своих исследований в книге «Вербальное поведение», вышедшей в 1957 году.
Источником развития регулирующей функции речи является способность ребенка подчиняться речи взрослого, которая вносит существенные изменения в организацию психической деятельности ребенка. Это убедительно доказали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Ими было накоплено большое количество наблюдений, позволяющих проследить, как у ребенка происходит формирование нового типа действий, организованных на социальной основе.
Однако полученные материалы убедили их, что это лишь предыстория регулирующей функции речи, так как настоящее рождение регулирующей функции речи возникает значительно позже. В дальнейшем Е.Д. Хомская провела исследование тех механизмов, с помощью которых может осуществляться регулирующая функция речи. Ею были раскрыты механизмы формирования регулирующего влияния собственной речи ребенка. Она показала, что включение собственных речевых реакций ребенка приводит к тому, что латентные периоды двигательных реакций укорачиваются в соответствии с короткими латентными периодами речевых реакций.
Роль и место воображения в структуре познават. деятельности человека
Воображение - это пс. процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Это форма человеч. психики, стоящая отдельно от всех психич. процессов и вместе с тем занимающая промежуточное место между восприятием, памятью и мышлением.
Рубинштейн: «Воображение – это отле ...
Внимание как психолого-педагогическая проблема. Понятие внимания,
подходы к его исследованию
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. С этим связан и тот факт, что внимание не имеет, в отличие от дру ...
Проблема конфликтных отношений в группе в социальной отечественной и зарубежной
психологической науке. Социально-психологические
внутригрупповые процессы
Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.
Важным понятием в этом вопросе является термин «гру ...