Межличностный конфликт, его структура, динамика, функции
Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Социал. Y сосредотачивает свое внимание на 2 вопросах: 1) на анализе вторичных соц.-психологич. аспектов в каждом конфликте (осознание конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфич. соц.-психологич. факторами. Для этого нужно исследовать 4 основные хар-ки конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта. Структура конфликта: 1) конфликтная ситуация; 2) позиции участников (оппонентов); 3) объект; 4) «инцидент» (пусковой механизм); 5) 1-е; 6) разрешение конфликта. В зависимости от того, какую функцию выполняет конфликт (отрицательную или положительную) выделяют: деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Он чаще становится независимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на Л-и», чем и порождает стрессы. Для него хар-но расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта - «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Разрешение такого конфликта особенно сложно, основной способ разрешения -компромисс - здесь реализуется с большими затруднениями. Продуктивный конфликт
- столкновение касается не несовместимости Л-тей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения - она становится более «легитимной». Он способствует Т-ю элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возм-ти его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы. Если конфликт разрешается цивилизованными способами, а в результате разрешения побеждает правая сторона или, ещё лучше, - обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на разных стадиях его 1-я. Конструктивные Функции конфликта по отношению к основным участникам: 1) конфликт устраняет полностью или частично противоречие; 2) он позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем; 3) он позволяет ослабить психич. напряженность участников конфликтной ситуации. 4) служит источником 1-я Л-и и др. Деструктивные функции конфликта: 1) оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2) может сопровождаться психологич. и физическим насилием; 3) всегда сопровождается стрессом; 4) это деструкция системы межличностных отношений; 5) формирует негативный образ другого - «образ врага». Стратегия'повед-я в конфликте - ориентация Л-и (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Основные стратегии: 1) соперничество (конкуренция). - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения (наиболее часто применяемая стратегия, в 90% конфликтов); 2) сотрудничество (проблемно-решающая стратегия)- поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. 3) компромисс -предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон; 4) приспособление (уступка) - понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента. 5) избегание (бездействие) - участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы: 1) латентный период (предконфликт) включает этапы: а) возникновение объективной проблемной ситуации (возникновение противоречия между субъектами: их целями, мотивами, действиями), б) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия (понимания необходимости разрешения противоречия), в) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, просьбами); г) возникновение предконфликтной ситуации (конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия). 2) открытый период (конфликтное взаимодействие или сам конфликт): а) инцидент (первое столкновение сторон, проба сил); б) эскалация конфликта (резкая интенсификация борьбы оппонентов); в) сбалансированное противодействие (стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается); г) завершение конфликта - переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. 3) послеконфликтный период включает 2 этапа: а) частичная нормализация отношений оппонентов (когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте, обостряется чувство вины за свои действия в конфликте), б) полная нормализация их отношений (осознание сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, преодоление негативных установок, установление доверия).
Восприятие граффити, их влияние на поведение, отношение к
рисовальщикам
Большинство горожан настенные рисунки и надписи воспринимаются как грязь, признак вандализма, символ деградации общественного пространства и признак упадка нравственности.
Вместе с тем, согласно данным исследования Мозера и др., по сравнению с другими видами вандализма рисование, выцарапывание надписей и каракули воспринимаются горожан ...
Локус контроль как особая характеристика личности
Центральным личностным новообразованием подросткового периода является становление нового уровня самосознания, Я-концепции. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании самоанализа и сравнения себя с другими.
Стремление о ...
Роль рефлексии в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процесс ...