Индивидуальный стиль деятельности педагога
Страница 2

Н.В.Кузьмина на основании проведенных ею психологических исследований, заключила, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивают:

- оптимальный уровень интеллектуального развития;

- синтетический, целостный, когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации;

- гибкость и конвергентностъ мышления;

- активность, высокий темп реакции, лабильность;

- эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции. [15, С. 85].

Личность педагога представлена пятью основными потенциалами: познавательным, т.е. объемом и качеством информации, которой располагает личность, морально-нравственным, обусловленным приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-эстетическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями, творческим, определяемым наличием умений и навыков, способностями к действию, и мерой их реализации в определенной сфере деятельности и общения, коммуникативным, который оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми и эстетическим, обусловленным уровнем и интенсивностью художественных потребностей личности, а также тем, как она их удовлетворяет.

Педагогическая деятельность, будучи социальной по своей природе, зависит от способностей личности, от того, насколько возможны развитие и компенсации профессионально важных свойств. По выражению Б.М.Теплова: «Под способностями определяются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельности. Способность не сводится к тем знаниям, которые уже выработаны у данного человека».

Становление профессионализма происходит на основе следующих компонентов формирования индивидуального стиля педагогической деятельности:

- гностического: изучение педагогом объекта своей деятельности (содержания, средств, форм и методов, с помощью которых эта деятельность осуществляется, достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования);

- проектировочного: дальние, перспективные цели обучения и воспитания а также стратегии и способы их достижения;

- конструктивного: особенности конструирования педагогом собственной деятельности и деятельности обучающихся с учетом ближайших целей обучения и воспитания;

- коммуникативного: специфика взаимодействия преподавателя с учащимися, при этом акцент делается на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, т.е. с достижением дидактических целей;

- рефлексивного: умение педагога организовать как деятельность обучающихся, так и свою собственную. [18, С. 106].

Причем целесообразно объединение проектировочного и конструктивного компонентов в деятельностный. Все компоненты в этой системе можно описать через совокупность соответствующих умений педагога.

Формирование основных механизмов саморазвития педагогов, таких как педагогическое познание, общение, адаптация, деятельность, релаксация, рефлексия невозможно без развития основных педагогических способностей. А именно:

- способности к педагогическому познанию через понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к ним;

- способности к организации педагогического общения через педагогическую требовательность, педагогический такт и способность создавать детский коллектив;

- способности к адаптации в новых, быстро меняющихся условиях;

- способности, характеризующие деятельность учителя через содержательность, яркость, образность и убедительность;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование лидерства у школьников. Исследование методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)» № исследуемого п/п Сумма балов Уровень выраженности лидерских способностей 1 26 2 2 28 2 3 26 2 4 31 2 5 36 3 6 27 2 7 24 1 8 29 ...

Мотив «Куст розы»
В применении метода символдрамы для диагностики динамики полового самосознания у мужчин, нами использовался предложенный Х. Лёйнером мотив «куст розы», когда пациента просят представить куст розы на краю луга, а затем сорвать с него один цветок. Символ куста розы или шиповника на краю луга глубоко связан с немецкой архетипической культу ...

Анализ полученных результатов
Во время прохождения практики мною было проведено психолого-педагогическое обследование студентов обучающихся в ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж». Обследование проводилось с помощью методики «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки и методики «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси ...