Особенности темперамента и социометрического статуса в группе.
Темперамент: понятие, виды, теорииСтраница 6
Позитивными характерологическими чертами меланхолика являются: высокая чувствительность, сердечность, тонкая восприимчивость, высокая исполнительность в привычной обстановке. Среди негативных отмечают такие, как ранимость и застенчивость, мнительность и замкнутость, пониженная активность, неуверенность движений, низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях).
Необходимо иметь в виду, что деление характерологических черт (свойств) личности на позитивные и негативные носит несколько условный характер. Каждый из типов темперамента имеет свои достоинства. Те характерологические черты, которые приведены выше, в определённых условиях могут обернуться своей положительной стороной. Каждый тип темперамента по-своему хорош, в определённых условиях проявляет свои лучшие качества. К примеру, холерику очень трудно, особенно вначале, совершать деятельность, требующую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, так как его природные особенности противоположны требуемым качествам. Такую работу лучше поручать обладателям слабой нервной системы, слабых нервных процессов с преобладанием «внешнего» торможения. Обладая высокой чувствительностью (чего нет у холериков), меланхолик в привычной обстановке может успешно и качественно выполнять монотонную работу, требующую плавных, размеренных движений и постоянного контроля за качественными характеристиками технологических процессов.
Два подхода к исследованию темперамента
В изучении темперамента выявились два подхода к его исследованию — структурный и типологический.
Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков, характерологических черт личности. При этом мнения различных авторов расходятся в числе и наименовании черт. Бесспорно одно: темперамент обладает определённым набором психических характеристик, таких как:
- активность — интенсивность взаимодействия с окружающим миром;
- реактивность — уровень интенсивности реакции как ответ на определённые раздражители;
- темповые характеристики — скорость выполнения любых действий (речи, движений, ходьбы и т.п.);
эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость;
экстраверсия — интроверсия;
ригидность — пластичность;
подчинённость — доминантность – склонность подчиняться или подчинять себе;
чувствительность — тонкость восприятия внешнего мира;
тревожность и др.
Представители типологического подхода считают, что существует ряд типов темперамента, хотя также расходятся в мнении об их числе. Как уже отмечалось, в чистом виде типы темперамента не существуют. Между четырьмя типами темперамента располагаются (по оценкам некоторых психологов) до 16 промежуточных форм, как вариации основных типов. Кроме того, следует учесть, что сторонники типологического подхода, выделенные ими типы темперамента, наделяют в большинстве своём теми же характерологическими признаками темперамента и свойствами высшей нервной деятельности, которыми пользуются сторонники структурного подхода.
Своеобразный подход к типологии темперамента предложил немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер. В его классификации темпераменты представлены двумя большими группами — циклоидные и шизоидные темпераменты. Внутри этих групп имеется более подробная градация. По Э. Кречмеру, родственным типом конституции для циклотимиков является пикнический тип. Родственными типами конституции для шизотимиков — астенический и атлетический типы конституции и их комбинации. В исследованиях Э. Кречмера выявлено, что люди с крайне выраженными чертами пикника чаще всего болеют маниакально-депрессивным психозом. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Шизотимикам свойственны такие черты характера, как тонкая чувствительность, склонность к отвлечённым рассуждениям, отчуждённость, холодность, властность, сухость, маловыразительность эмоций. Циклотимики же — весёлые люди. Они болтливы и беспечны, отличаются задушевностью, энергичностью, легким восприятием жизни.
Исследование
особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных
семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,
Анализ психолого-педагогической литературы показал с одной стороны, ценность семейного воспитания, как главного источника развития личности человека. Показано, что именно благополучная семья создает основную базу для осмысления ребенком окружающего мира. Качество взаимодействия в семье определяет содержательные аспекты психологической г ...
Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному
обучению.
Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие пе ...
Задание №5
В эксперименте по исследованию интермодального переноса получено, что в одной группе испытуемых (14 человек) более эффективным оказалось тактильное ознакомление с последующим зрительным узнаванием (8 человек из 14), тогда как во второй группе (10 человек) только для троих испытуемых этот вид переноса образа был эффективнее, чем перенос ...