Особенности темперамента и социометрического статуса в группе.
Темперамент: понятие, виды, теорииСтраница 3
На первый взгляд, этот список характеристик кажется совершенно непохожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти различия не надо преувеличивать. Так, выделяемая Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определённого уровня возбуждения, может проявляться в сфере общения, как социабельность. Стреляу в большей степени, чем авторы описанных ранее концепций темперамента, подчёркивает роль темперамента как механизма, определяющего разные поведенческие особенности, и поэтому при выделении характеристик темперамента он большее внимание уделяет особенностям функциониравания этого механизма и меньшее – тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Что же касается его конкретных исследований, то в них Стреляу интересует проявление свойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и, что крайне редко встречается в работах американских и западно-европейских психологов, в особенностях интеллектуальной деятельности.
В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной поведенческой особенности к свойствам темперамента служит её формально-динамический характер. Свойства темперамента «формальны», поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются «динамическими», поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.
Перечни других признаков или критериев, позволяющих выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей, в значительной степени совпадают у разных авторов.
Критерии, которые предлагает В. М. Русалов предполагают, что свойства темперамента: 1) связаны с энергетическим потенциалом человека; 2) проявляются во всех сферах жизнедеятельности; 3) обнаруживаются в раннем детстве; 4) устойчивы на протяжении длительного периода времени; 5) связаны с биологическими подструктурами, в частности, со свойствами нервной системы; 6) являются наследственно обусловленными.
Соответственно этим критериям, основным из которых является формально-динамический характер свойств темперамента, выделяются различные свойства темперамента.
В. Д. Небылицын, один из создателей дифференциальной психофизиологии, выделил в структуре темперамента два основных компонента – активность, проявляющуюся в моторике, общительности и познавательной сфере, и эмоциональность.
Активность является проявлением энергетических потенциалов человека и определяет динамику его деятельности в самых разных ситуациях. В исследованиях, проведённых для выяснения структуры свойств активности, было показано, что об активности можно судить по трём её проявлениям – по индивидуальному темпу деятельности, т.е. по скорости двигательной реакции, которая свойственна испытуемому и которую он склонен сам выбирать, по склонности к действиям в ситуации, когда по условиям эксперимента действие не является обязательным, т.е. по склонности к сверхнормативной активности.
Эмоциональность (второй компонент темперамента, выделяемый в этом направлении исследования) рассматривается как «особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений», т.е., иначе говоря, эмоциональность связана с динамикой эмоциональной жизни человека[4].
В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.
Темперамент — это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Скажи мне кто твой друг? Подросток и его друзья
«Дружба - это взаимная привязанность двух и более людей, тесную связь, их бескорыстную стойкую связь, основанную на любви и уважении».
(Толковый словарь В. Даля.)
Всё же главное: взаимность, привязанность, как будто присоединенность к другой душе, связь, бескорыстие, приязнь, доброжелательное принятие таким, каков ты есть, любовь и ув ...
Профессиональное
самоопределение как процесс
Профессиональное самоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии:
1. Стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личн ...
Психологические
особенности развития общения в младшем школьном возрасте
Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень – ребенок уже не дошкольник и еще не школьник.
По мнению Л.С. Выготского ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой детск ...