Анализ полученных результатовСтраница 2
R - суммарное количество познавательных, эмоциональных и речевых реакций: R=Rр+Rе+Rv;
R1=129+28+47=204; R2= 13 4+3 0+12= 176,
где Rр - общее количество познавательных реакций
Rе - общее количество эмоциональных реакций
Rv - общее количество речевых реакций
R1 - реакции при выполнении заданий с незвучащей игрушкой
R2 - реакции при выполнении заданий со звучащей игрушкой
Мn - средняя арифметическая, где Мnр от Re
Мne от Re
Мпv от Rv
Мn1=204:28=7,3
Мn2=176:28=6,3 , где Мn1 - среднее число реакций каждого ребенка в задании с незвучащей игрушкой;
Мn2 - среднее число реакций каждого ребенка при выполнении задания со звучащей игрушкой.
При выполнении первого задания фиксировались реакции ребенка на предъявляемую погремушку (красный шарик на белой ручке). Задания были построены таким образом, чтобы практически исключить отказ от выполнения, а в случае невозможности или нежелания самостоятельно действовать с игрушкой предусмотрены варианты «пассивных действий» (с помощью педагога), что способствовало возникновению хотя бы самых элементарных реакций.
Следует отметить, что все испытуемые проявили большую или меньшую степень активности при предъявлении игрушки. В первом задании (с незвучащей игрушкой) было зафиксировано 204 реакций. В том числе, познавательные реакции составили 129 (63,2%), эмоциональные реакции - 28 (13,7%), речевые реакции - 47 (23%). Среднее значение реакций составило 7,3. Распределение средних значений по видам реагирования было следующим: среднее количество познавательных реакций 4,6; эмоциональных реакций - 1,0; речевых реакций - 1,7.
Таким образом в первом задании мы наблюдали явное преобладание познавательных реакций над речевыми и эмоциональными. При предъявлении во втором задании такой же по внешнему виду, но озвученной погремушки, мы наблюдали качественное и количественное изменение картины реакций. Так, отмечалось относительное увеличение количества познавательных реакций при действии с озвученной игрушкой -134 (по сравнению с 129 в 1-м задании), а также эмоциональных реакций - 30 (в 1-м задании их было зафиксировано 28).
При этом мы обнаружили резкое сокращение количества речевых реакций: с 47 в 1-м задании до 12 во 2-м. Преимущественно за счет этого сократилось общее количество реакций. Их оказалось всего лишь 176. Вследствие этого среднее значение составило только 6,3 (в предыдущем задании - 7,3).
Данные изменения свидетельствуют, с одной стороны, о некоторой потере интереса детей к повторно предъявляемой игрушке, пусть даже озвученной, снятии элемента новизны (отсюда - сокращение речевых реакций и общего количества реакций), с другой - об изменении характера действий в связи с появлением у игрушки нового качества: увеличении количества познавательных и эмоциональных реакций с преобладанием первых.
Таким образом, установлено, что введение дополнительной характеристики предмета приводит к изменению реакций детей дошкольного возраста с глубоким нарушением интеллекта. Данные об особенностях и характере познавательных реакций детей при действиях с игрушками, отличающимися озвученностью представлены в таблице 3.2 и таблице 3.3.
Таблица 3.2
Виды познавательных реакций при действии с предметами различающимися озвученностью
Виды реакций характеристика предмета |
Ориентировочно-исследовательские действия |
Манипуляции |
Зрительные реакции | |||
количество |
%от Rр |
количество |
% от Rр |
количество |
%от Rр | |
не звучащая игрушка (Кр1=129) |
79 |
61,2 |
23 |
17,8 |
28 |
21,7 |
звучащая игрушка (Кр2=134) |
67 |
50 |
39 |
29,1 |
26 |
20,9 |
Эмпирическое
исследование конфликтности молодой семьи. Организация и методика эмпирического
исследования по выявлению уровня конфликтности молодых супругов
В целях выполнения задач исследования и для получения эмпирического материала, который позволил бы проверить выдвинутую гипотезу, а также для использования полученных экспериментальных данных в практической деятельности семейных психологов было разработано и реализовано практическое эмпирическое исследование
Цель данной экспериментальн ...
Исследование способности к дифференцированному восприятию
Для данного исследования мы использовали методику «Найди квадрат». Методика проводилась по двум группам испытуемых.
Цель: исследование способности к дифференцированному восприятию.
Задача: выявление способности к дифференцированному восприятию.
Результаты исследования:
Проведенное нами исследование показало, что в первой группе испы ...
Развитие восприятия и тест Мюнстерберга на восприятие
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ - качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта - его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом эталонов сенсорных и при ...