Виды речи и их развитиеСтраница 3
Наряду с устной речью выделяется письменная речь, которая выступает в различных формах: письменного сообщения, доклада, повествования, письменного выражения мыслей и т.д. Структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи. Главной особенностью письменной речи является отсутствие собеседника. Ее содержание, мотив и замысел определяются субъектом, который ее осуществляет, контролирует и корректирует. Письменная речь почти не имеет вне языковых средств выражения, то есть она основана на использовании развернутых грамматических средств языка.
А.Р. Лурия, изучавший письменную речь, указывает, что она должна быть максимально синсематична, и используемые ею грамматические средства должны быть достаточными для выражения передаваемого сообщения. В отличие от устной речи, письменную можно перечитать, возвратиться ко всем включенным в нее звеньям. Письменная речь появляется в результате специального обучения, включающего сознательное овладение средствами письменного выражения мыслей. На ранних ступенях формирования письменной речи требуется овладение ее техническими средствами: написанием звуков, букв, слов и т.д. Лишь значительно позже предметом сознательных действий ребенка становится выражение мысли с помощью письменной речи.
Письменная речь включает ряд обязательных операций: выделение фонем, изображение их буквами, синтез букв, переход от одного слова к другому. Лишь постепенно письменная речь автоматизируется и превращается в несознаваемые операции. Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня: поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она включает также в свой состав лексический уровень: подбор слов, поиск подходящих словесных выражений, их противопоставление другим лексическим альтернативам.
Письменная речь включает также в свой состав сознательные операции синтаксического уровня. Это значит, что пишущий при построении фраз использует не только речевые навыки, но и правила грамматики и синтаксиса. Следовательно, письменная речь протекает по правилам развернутой грамматики, что делает ее содержание понятным. Поэтому в письменной речи длина фразы значительно длиннее, чем в устной речи. Она протекает в более медленном темпе, чем устная речь, позволяет многократное обращение к написанному, обеспечивает сознательный контроль за протекающими операциями.
А.Р. Лурия рассматривает письменную речь как орудие уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь может использоваться для формирования мышления.
Качество письменной речи зависит от уровня культуры, образованности человека. Письменная речь приобщает человека к миру культуры, так как письменная речь не имеет дополнительных средств воздействия на воспринимающего, то ее восприятие обязательно предполагает работу воображения.
Различают также обыденную и художественную речь. Обыденная устная речь выразительна. Она вплетена в живое общение людей. Для этой речи характерно и существенно соответствие ее лексических, грамматических и интонационных средств содержанию, условиям и задачам общения. Художественная устная речь относится к области искусства. Она требует определенных способностей и специального обучения. Это речь чтецов, рассказчиков, актеров и других специалистов в области художественного слова.
Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция
интегральной индивидуальности
Климов Е. А. Индивид, стиль Д-ти. Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля (ИС) можно считать следующие:
а) устойчивая сис-ма приемов и способов Д-ти; б) эта система обусловлена определенными Л-ми кач-ми; в) эта сис-ма явл. средством эффективного приспособления к Q-ным требованиям. В целом под ИС понимается ...
Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции
Мышление – наиболее сложный обобщенный психический процесс, отражениея внутренних логических взаимодействий предметов и явлений. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Поняти ...
Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возн ...