Виды речи и их развитие
Страница 2

В общем и целом всякое высказывание, по мнению М.М. Бахтина, – это живое триединство, включающее в себя отношения, во-первых, к самому говорящему (автору); во-вторых, к другим участникам речевого общения и к их высказываниям; в-третьих, к предмету, о котором спорят.

Всякое высказывание характеризуется своей обращенностью, адресованностью к кому-либо, которая может быть слабо выражена вовне, но проявляться в содержании, экспрессии, стиле, композиции. Не учитывая этих признаков, нельзя понять суть высказывания, поскольку, по словам М.М. Бахтина, «наша мысль рождается и формируется в процессе взаимодействия и борьбы с чужими мыслями». В связи с этим он ввел понятие «диалогической активности», то есть вопрошающей, провоцирующей, отвечающей, соглашающейся, возражающей и т.д. За высказываниями стоят и в них выражают себя реальные или потенциальные речевые субъекты. Для М.М. Бахтина взаимосвязи между репликами реального диалога (беседы, дискуссии и т.д.) являются своеобразным видом диалогических отношений. Он развивал мысль о равноправности людей в их диалогических взаимоотношениях, подчеркивая, что диалог возможен лишь между целыми высказываниями разных речевых субъектов. Диалог с самим собой он считал вторичным. Он писал, что два высказывания, отдаленные друг от друга и во времени, и в пространстве, ничего не знающие друг о друге, при смысловом сопоставлении обнаруживают диалогические отношения, если между ними есть хоть какая-нибудь смысловая конвергенция (хотя бы частичная общность темы, точки зрения и т.д.).

М.М. Бахтин резюмирует свой подход выводом о том, что «…единственно адекватной формой словесного выражения подлинной человеческой жизни является незавершимый диалог. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, в мировой симпозиум».

Однако А.Н. Брушлинский и В.А. Поликарпов считают, что диалогические отношения не сводятся лишь к противоречию, борьбе, спору, несогласию. К числу важнейших диалогических отношений ими причислено и согласие. Они дают несколько иное, более расширительное толкование диалога и уточняют его определение.

Диалог характеризуется ими как живое общение между людьми, в процессе которого его участники, духовно обогащая друг друга, выражают, преобразуют, развивают свои мысли и чувства, вырабатывают общую позицию или, наоборот, остаются при своих взглядах, теперь уже уточненных. Они подчеркивают, что главное здесь – не сопоставление самих по себе идей, теорий или позиций, а именно диалог их авторов – субъектов, приводящий к их духовному развитию. Отсюда делается вывод, что диалог является важнейшей формой непрерывного взаимодействия человека с миром (с другими людьми, с вещами и т.д.), когда в

процессе обмена репликами, вопросами, ответами субъект развивается именно в результате такого общения. В этом подходе исследователями отчетливо реализуется методологический принцип субъекта.

Страницы: 1 2 3 4


Использование детского рисунка
Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изучением детского рисования начали заниматься в конце 19 века. Особенно этим вопросом стали интересоваться в первой трети 20 века. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами: 1. Процесс рисования оказы ...

Фикционный финализм
По убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, и но нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рас ...

Взаимоотношения личности и группы и социально-психологические феномены поведения личности в группе
Взаимоотношения личности и группы представляются довольно сложными. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус в группе, так и состав, характер деятельности и уровень организации группы и других более широких социальных объединений. Основной детерминантой воздейст ...