Сущность, функции и виды речи
Страница 2

Исследования дали возможность убедиться в правомерности тезиса о том, что речь относится к числу важнейших психологических функций человека, что это форма общения, опосредованная языком. С помощью речи человек может выразить свой внутренний мир, чтобы быть понятым другими людьми. Содержание речи отражает текущую направленность сознания. Речь переводит психические феномены в психологический продукт, т.е. в мысль, выраженную в языке. Каждому акту мысли есть соответствие в языке. Речь является феноменом индивидуального сознания человека. В процессе речи используется язык. Основные особенности речи: текучесть, неустойчивость, переменчивость, аналогичность.

В отечественной психологии принято рассматривать речь как речевую деятельность, структура которой включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

В психологии и лингвистики различают речь и язык. Ф. де Соссюр считал речь явлением психологическим, связанным с ситуацией общения, а язык относил к социальным явлениям, подлежащим изучению со стороны лингвистики.

Речь характеризуется выразительностью (связанной с эмоциональной насыщенностью), воздейственностью (влияет на мысли, чувства и поведение людей), понятностью и содержательностью. Она может выражать просьбу, совет, результаты размышлений, внутреннее состояние человека, констатацию фактов и т.п.

Речь выполняет ряд функций:

· сигнификативную (обозначение, называние), отличающую речь от коммуникации животных, со словом связано представление о чем-либо;

· коммуникативную (речь как средство общения, передачи информации), которая разделяется на информационную, выразительную и волеизъявительную.

Речь имеет в своей основе следующие механизмы:

· создание смысловой основы (программирование смыслового высказывания в виде образов, представлений, схем);

· переход от программы к грамматической структуре речи (механизмы грамматического прогнозирования, трансформации, то есть перехода от одного типа конструкции к другой);

· механизмы поиска нужных слов по семантическим и звуковым признакам;

· механизмы выбора звуков и перехода от моторной программы к ее заполнению звуками;

· механизмы реального осуществления звучания речи.Речь обеспечивается работой ряда физиологических механизмов:

· синтагматических (динамическая организация речевого высказывания);

· парадигматических (связь задних отделов левого полушария с кодами речи: фонематическим, семантическим и др.);

· восприятия речи (преобразование речевого сигнала, его анализ на основе детекторного кодирования, фонематическая интерпретация полученной информации);

· организации речевого ответа (опосредование воспринимаемого и произносимого фонематическими кодами, обеспечивающими анализ слов).

Физиологическую основу речи представляет деятельность второй сигнальной системы. Выделяют следующие речевые зоны коры: слуховой анализ речи (центр Вернике), двигательный анализ речи (центр Брока). Понимание смысла речи связано с функциями ассоциативных зон коры больших полушарий.

Речь обслуживает процесс общения людей – коммуникацию. В связи с этим в исследованиях речи сформировался коммуникативный подход. В русле данного подхода текст начал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, в котором он возник, то есть как продукт и компонент коммуникативного процесса. Такой текст называется дискурсом.

Дискурс – это различные виды разговорной практики, диалог, интервью и т.п. Дискурс – это целенаправленное действие, предпринятое для достижения целей собеседников. Дискурс зависит от ситуации, так как различный жизненный контекст задает правила ведения разговора и адекватные формы выражения (например, ситуация светской беседы отличается от экзаменационного диалога). Дискурс обращен не только к ситуации, но и к говорящим. В процессе дискурса собеседники вступают в социальное взаимодействие.

Страницы: 1 2 3


Работа по коррекции нарушения чтения с использованием компьютерных технологий
При проведении логопедической работы по коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста использовались компьютерные программы «Учимся читать» и « Баба Яга учится читать». Программы построены на основе методик обучения детей с нарушением чтения. Используемые нами программы имеют ряд преимуществ: - Повышение мотивации дет ...

Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те
Одна из глав. особ-тей дошкол. возраста - 1-е произвольности ведущих психич. пр-сов. Выготский, к-ый считал 1-е произвольности одной из важнейших хар-тик дошк. возраста, связывал это с появлением ВПФ и Т-ем знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования чел. психики в пр-се использования знаков как средств регуляции психич. ...

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 5—34, 72—83 Определение. За более чем 90-летнюю историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количес ...