Сущность, функции и виды речиСтраница 2
Исследования дали возможность убедиться в правомерности тезиса о том, что речь относится к числу важнейших психологических функций человека, что это форма общения, опосредованная языком. С помощью речи человек может выразить свой внутренний мир, чтобы быть понятым другими людьми. Содержание речи отражает текущую направленность сознания. Речь переводит психические феномены в психологический продукт, т.е. в мысль, выраженную в языке. Каждому акту мысли есть соответствие в языке. Речь является феноменом индивидуального сознания человека. В процессе речи используется язык. Основные особенности речи: текучесть, неустойчивость, переменчивость, аналогичность.
В отечественной психологии принято рассматривать речь как речевую деятельность, структура которой включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
В психологии и лингвистики различают речь и язык. Ф. де Соссюр считал речь явлением психологическим, связанным с ситуацией общения, а язык относил к социальным явлениям, подлежащим изучению со стороны лингвистики.
Речь характеризуется выразительностью (связанной с эмоциональной насыщенностью), воздейственностью (влияет на мысли, чувства и поведение людей), понятностью и содержательностью. Она может выражать просьбу, совет, результаты размышлений, внутреннее состояние человека, констатацию фактов и т.п.
Речь выполняет ряд функций:
· сигнификативную (обозначение, называние), отличающую речь от коммуникации животных, со словом связано представление о чем-либо;
· коммуникативную (речь как средство общения, передачи информации), которая разделяется на информационную, выразительную и волеизъявительную.
Речь имеет в своей основе следующие механизмы:
· создание смысловой основы (программирование смыслового высказывания в виде образов, представлений, схем);
· переход от программы к грамматической структуре речи (механизмы грамматического прогнозирования, трансформации, то есть перехода от одного типа конструкции к другой);
· механизмы поиска нужных слов по семантическим и звуковым признакам;
· механизмы выбора звуков и перехода от моторной программы к ее заполнению звуками;
· механизмы реального осуществления звучания речи.Речь обеспечивается работой ряда физиологических механизмов:
· синтагматических (динамическая организация речевого высказывания);
· парадигматических (связь задних отделов левого полушария с кодами речи: фонематическим, семантическим и др.);
· восприятия речи (преобразование речевого сигнала, его анализ на основе детекторного кодирования, фонематическая интерпретация полученной информации);
· организации речевого ответа (опосредование воспринимаемого и произносимого фонематическими кодами, обеспечивающими анализ слов).
Физиологическую основу речи представляет деятельность второй сигнальной системы. Выделяют следующие речевые зоны коры: слуховой анализ речи (центр Вернике), двигательный анализ речи (центр Брока). Понимание смысла речи связано с функциями ассоциативных зон коры больших полушарий.
Речь обслуживает процесс общения людей – коммуникацию. В связи с этим в исследованиях речи сформировался коммуникативный подход. В русле данного подхода текст начал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, в котором он возник, то есть как продукт и компонент коммуникативного процесса. Такой текст называется дискурсом.
Дискурс – это различные виды разговорной практики, диалог, интервью и т.п. Дискурс – это целенаправленное действие, предпринятое для достижения целей собеседников. Дискурс зависит от ситуации, так как различный жизненный контекст задает правила ведения разговора и адекватные формы выражения (например, ситуация светской беседы отличается от экзаменационного диалога). Дискурс обращен не только к ситуации, но и к говорящим. В процессе дискурса собеседники вступают в социальное взаимодействие.
Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании
1этап- от античности до 19 века. 2 этап- с 19 века до наст. времени. 1 этап- 1ое представление о душе сложилось в античной П, => 2 направления: материализм и идеализм. Вершиной античного матер-зма был атомдестическии матер-зм Демокрита - все состоит из мельчайших не видимых глазом частиц-атомов. Разнообразие окруж. мира и людей-ртомы ...
Анализ полученных результатов
Во время прохождения практики мною было проведено психолого-педагогическое обследование студентов обучающихся в ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж». Обследование проводилось с помощью методики «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки и методики «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси ...
Эмперическое исследование. Материалы и методы
исследования
Описание групп
С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и неполных семей в возрасте 5-6 лет, воспитывающихся в детском саду № 4 «Дельфин».
В исследовании так же приняли участие их родители: в полных семьях – 18 женщин и 2 мужчин, в неполных се ...