Практические рекомендации по преодолению тревожности и информационного
стресса у студентов ВУЗа. Факторы и приемы управления тревожностью
и стрессомСтраница 3
Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения “дневника стрессов”. Метод этот требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.
Рассмотрим методы первой помощи при остром стрессе.
Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе: 1. Противострессовое дыхание; 2. Релаксация; 3. Рациональное восприятие окружающей обстановки; 4. Смена обстановки; 5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль “громоотвода”, помогая отвлечься от внутреннего напряжения. 6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом).
22 приема для предупреждения стресса у студентов по Н. Власовой [цит. по 45, с.31-33].
Очень важно:
Дать понять им, что доверяешь и веришь в их способности и возможности. Заметить в первую очередь лучшие стороны в их работе.
1. Предоставить самостоятельность и свободу, прекратить жесткий и мелочный контроль, демонстрирующий недоверие. Свобода и доверие окрыляют даже тех, кто не умеет летать.
2. Обеспечить студентов средствами для решения их проблем, но не решать эти проблемы самому. Помни библейскую истину: показать голодному человеку как пользоваться удочкой - лучше, чем дать ему рыбу.
3. Не информировать их о преждевременных и ненужных проблемах. Они могут и не возникнуть, но ожидание нервирует людей.
4. Гарантировать работникам помощь при трудностях, но не влезать целиком в их преодоление. Это они должны делать сами.
Также очень важно:
6. Позаботиться о способах снятия уже накопившихся стрессов. Дайте отдохнуть студентам, придумайте, как им разрядиться, развлечься.
7. Не быть авторитарным. Держитесь со студентами на равных.
8. Создать атмосферу доверия и уважения к ним. Если вы уважаете людей, они простят вашу требовательность.
9. Оценивать обстоятельства, в которые попал человек, а не его личность.
10.Уметь выражать свою неприязнь к человеку прямо, но не унижая его личности.
Не менее важно:
11. Не искать причины неудачи и виновных в ней. Лучше это же время потратить на поиск выхода из сложившейся ситуации. И самого виновника привлечь к этому поиску. Лучше потратить энергию на исправление своей ошибки, чем на защиту и оправдания.
Литературный обзор проблемы современных исследований ФС
В нашей работе мы ознакомились с некоторыми современными работами посвящёнными изучению функциональных состояний специалистов разных областей деятельности, а именно:
1. Рассмотрели особенности психологического состояния профессионалов при использовании компьютерных средств труда (2004 – 2005_mailto: mosmeddinic.ru)
2. Изучили особенно ...
Обработка и анализ результатов
Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Число обработанных фигур
Ранг
Уровень концентрации внимания
100
1
очень высокий
91-99
2
высоки ...
Сознание. Сознательное и бессознательное
Сознание - это структура, содержащая в себе энергии, несущие информацию о том, кем по-настоящему является Человек.
Человек только тогда ощущает себя Человеком, когда энергии Сознания проявляются через него везде, т.е. тело становится проницаемым для них, а внимание находится в сфере Сознания.
Большинство людей пребывает как бы в спяще ...