Введение

Тема данной работы «Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов» актуальна в настоящее время в силу следующего:

Мотив - это движущие силы поведения человека. Мотивы - это осознанные потребности, вербализованныe, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы формируются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде труднообъяснимых влечений. [1]

Мотивация - это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. [2]

Мотив как побуждение - одномодален, понятия мотив и побуждение близки по смыслу, но мотив это не только побуждение, в нем выражается отношение к тому, что человеку предстоит сделать. А отношение является двумодальным, следовательно, мотивационный процесс может сопровождаться как положительными, так и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые сохраняются во время деятельности.

В последние годы все больше и больше психологов сталкиваются с необходимостью определить мотивы (основания) развития или самосовершенствования, в дополнение к понятиям равновесия, гомеостазиса, снятия напряжения, самозащиты и прочих форм мотивации, направленной на самосохранение.

Современная рыночная экономика посредством разнообразных рекламных кампаний стремиться завладевать сознанием масс, манипулировать потребительскими пристрастиями, потребностями, постоянно взывая к различным мотивам в потребительском поведении масс. Миллионы людей подвергаются регулярной суггестии и активации всевозможных форм мотивов, с целью максимизации доходов предприятий различной направленности и форм собственности. Возникает ряд закономерных вопросов: какие движущие силы (мотивы) влияют на поведение людей?

В чем же заключается смыслообразующая функция мотивов?

Считается, что любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Особую группу потребностей составляют материальные, или утилитарные. Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом, мотив - это предмет, на который направлена деятельность, соответствующий некоторой человеческой потребности.

Итак, данная тема довольно актуальна, поскольку для психологии важно исследовать внутренние побудительные причины поведения человека.

Объект исследования процесс изучения мотивации и сознания. Предмет - основные смыслообразующие функции мотивов.

Целью работы является рассмотрение мотивов и сознания, их взаимосвязи, в т.ч. посредством смыслообразующей функции мотивов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- сформулировать представление о психологическом понимании мотивов и сознания;

- выявить смыслообразующую функцию мотива;

- описать методику изучения и коррекции мотивов у школьников.

Проблема мотивации человека довольно хорошо освещена в работах как зарубежных, так и отечественных психологов. При написании курсовой работы делается упор на работы как тех, так и других. Например, при освещении вопроса о мотивации будет приведена точка зрения А. Маслоу, а при раскрытии вопроса о смыслообразовании упор будет сделан на работы отечественного психолога А.Н. Леонтьева.

Литературный обзор: исследования составили научные труды и работы таких ученых, как Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, В.А. Иванников, Л.С. Выготский и др.

Методами исследования стали: эмпирический метод, статистический, сравнительный, общенаучный, формально-исторический методы, метод объективного исследования.

Прикладной характер ряда выводов и предложений определил практическую значимость исследования, также она определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в аналитической работе учителей и психологов, в учебном процессе образовательных учреждений.


Специфика внутригрупповых отношений в производственной группе
Конфликт в организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве. Организация — основная ячейка в структуре современного общества. Все люди входят в те или иные организации (производственные, финансовые, коммерческие, государственного управления ...

Типология и структура характеров. Структура характера
«Характер – элемент психического склада человека. Характер является целостным образованием, определяющим человеческое «Я». Понимание характера как единства черт человека не исключает выделения в нем отдельных составляющих с целью познания его сущности. Определить структуру характера – значит выделить в нем ведущие компоненты, без котор ...

Коэффициент корреляции «τ» Кендалла
Коэффициент корреляции «τ» (тау) Кендалла относится к числу непараметрических, т.е. при вычислении этого коэффициента не играет роли характер распределения сравниваемых переменных. Коэффициент «τ» предназначен для работы с данными, полученными в ранговой шкале. Иногда этот коэффициент можно использовать вместо коэффициента кор ...