Эмперическое исследование. Материалы и методы
исследованияСтраница 1
Описание групп
С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и неполных семей в возрасте 5-6 лет, воспитывающихся в детском саду № 4 «Дельфин».
В исследовании так же приняли участие их родители: в полных семьях – 18 женщин и 2 мужчин, в неполных семьях – 19 женщин и 1 мужчина.
Описание методик
· Для исследования восприятия матери детьми из полных и неполных семей использовались следующие методики:
- формализованная анкета;
- метод опроса;
- «кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана ;
- методика Рене Жиля.
· Для исследования родительско-детских отношений родителям предлагалась - методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла.
1) Формализованная анкета
заполнялась на каждого ребенка при активном участии воспитателя. В анкете представлена информация о семье ребенка, особенностях поведения его в группе, взаимоотношениях с другими детьми из группы. Бланк формализованной анкеты находится в приложении 1.
2) Метод опроса.
Опрос проходил в форме беседы. Ребенку предлагалось ответить на вопросы, выразив тем самым свои чувства, отношения к окружающим его людям: родственникам и друзьям. Схема беседы находится в приложении 2 [35].
3)
Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
4)
Р. Бернса, С. Кауфмана.
Историческая справка. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работу В. Хьюиса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана.
«Кинетический рисунок семьи» - относительно молодая методика, датируемая лишь 1970 годом. Авторы: Р. Бернс и С. Кауфман.
Цель применения теста: выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.
Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.
Задача: на основе выполнения изображения оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Дается следующая инструкция:
«Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя, делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие».
Материал: для работы необходимо использовать стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. Бланк обработки теста находится в приложении 3 [35].
После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
1. кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
2. где работают или учатся члены семьи;
3. как в семье распределяются домашние обязанности,
4. каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
1. благоприятная семейная ситуация;
2. тревожность;
3. конфликтность в семье;
4. чувство неполноценности;
5. враждебность в семейной ситуации.
Бланк обработки теста находится в приложении 3 [35].
«Эта методика доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык» [16. С. 37].
«Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике» [24. С. 133].
Разработка индикаторов психосоциальных диспозиций
Социальные психологи демонстрируют постоянный интерес к базовым психологическим процессам - процессам, влияющим на широкий и разнообразный спектр социального поведения. Последовав за экспериментальными психологами с их интересом к восприятию, памяти, овладению языком и т.д., социальные психологи сконцетрировались на изучении процессов к ...
Осязательное восприятие
Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются «луковички», разбросанные в толще кожи ...
Стремление и превосходству
Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли нами потребность попросту избавиться от чувства неполноце ...