Строение тела и темпераментСтраница 2
Если в качестве руководящих признаков мы возьмем симптомы способности к аффицированию (психэстезия и настроение), то получим 6 главных темпераментов.
6 главных темпераментов
Циклотимики.
1. Гипоманики: пылко подвижные.
2. Синтонные: практичные реалисты, даровитые юмористы.
3. Тяжелокроеные.
Шизотимики
4. Гиперэстетики: раздражительные, нервозные, нежные, самоуглубленные, идеалисты.
5. Шизотимныв (среднее положение): хладнокровно энергичные, систематически последовательные, спокойно аристократические.
6. Анэстетики: холодные, холодно нервозные, взбалмошные чудаки, индолентные, аффективно слабые, тупые бездельники.
Отдельные дифференциации шизотимических темпераментов мы можем здесь лишь наметить. Эмпирически гиперэстетические качества проявляются, главным образом, как нежная чувствительность, тонкое чувство по отношению к природе и произведениям искусства, такт и вкус в индивидуальном стиле, мечтательная нежность к определенным лицам, чрезмерная раздражительность и уязвимость, вызываемые каждодневными заботами, наконец, у огрубевших типов, особенно у постпсихотиков и их эквивалентов, — внезапные вспышки гнева. Анэстетические качества шизотимиков проявляются как режущая, активная холодность или пассивная тупость, концентрированно интересов на узколичных областях, полное безразличие или непоколебимое равнодушие. Их неустойчивость иногда является беспечной безудержностью, иногда же — активным капризом. Их упорство проявляется в самых разных формах: как железная энергия, непоколебимое упрямство, педантизм, фанатизм, систематическая последовательность в мышлении и поступках.
Разновидностей диатетических темпераментов гораздо меньше, если не принимать во внимание смешанные типы темпераментов, не включать сутяг, буйных, мнительных, сухих ипохондриков. Гипоманиакальный тип обнаруживает рядом с веселым настроением склонность к гневу и безудержность. Он колеблется между легко вспыхивающим огненным темпераментом, лихим, широким практическим размахом, хлопотливостью и ровной солнечной веселостью.
Психомоторная сфера циклотимиков отличается мимикой и телодвижениями, то быстрыми, то медленными, но всегда, за исключением тяжелых, болезненных поражений, округлыми, адекватными импульсу. У шизотимиков из-за неадекватности психического раздражения и моторной реакции чрезвычайно часто встречаются психомоторные особенности, прежде всего в форме аристократически сдержанных телодвижений, сильно скованных, или аффективно парализованных, или же, наконец, временно задержанных, негибких и робких.
По сложной жизненной установке и реакциям на среду циклотимики, главным образом, являются людьми, склонными всецело отдаваться окружающему миру и настоящему моменту, людьми с открытым, общественным, сердечным и естественно непосредственным характером независимо от того, кажутся ли они слишком предприимчивыми или созерцательными, неподвижными и меланхоличными. Отсюда происходят, между прочим, повседневные типы деятельного практика и чувственного искателя наслаждений, отсюда же — из одаренных в области искусства — вытекают типы спокойно и широкими мазками изображающего реалиста и добродушно-сердечного юмориста; из области научной мысли — тип наглядно описывающего и нащупывающего эмпирика и доступного народу популяризатора; в области же практической жизни — тип благожелательно понимающего посредника, организатора широкого размаха и решительного, идущего напролом человека. Как пример людей преимущественно циклотимическо-го темперамента с преимущественно пикническим телосложением можно назвать Лютера, Лизелотту Пфальцскую, мать Гёте, Готфрида Келлера, Иеремию Готхельфа, Фрица Рейтера, Германа Курца, Генриха Зейделя, ученых типа Александра Гумбольдта, вождей типа Мирабо.
Жизненная установка шизотимических темпераментов, напротив, состоит в самоудовлетворенности, в создании своей внутренней жизни, изолированной индивидуальной области, внутреннего мира, чуждого действительности, мира принципов, идей и грез. Отсюда — острый конфликт между “я” и внешним миром, безразличный или раздраженный уход в себя от своих ближних или равнодушное, невнимательное пребывание среди людей. Прежде всего мы видим здесь бесчисленное количество дефективных типов, ворчливых оригиналов, эгоистов, безудержных кутил и преступников. Среди социально ценных типов мы наблюдаем тонко чувствующего мечтателя, отрешенного от жизни идеалиста, нежного и в то же время равнодушного аристократа. Мы видим их в искусстве и поэзии как чистых художников стиля и формы, как классиков, как удаляющихся от мира романтиков и сентиментальных идиллистов, как трагически-патетичных натур (вплоть до резкого экспрессионизма и тенденциозного натурализма), наконец, как людей, отличающихся остроумной иронией и сарказмом. В их научном мышлении мы легко находим склонность к схоластическому формализму или к философской рефлексии, к метафизике и к точной систематизации. Среди типов, способных принимать участие в деятельной жизни, шизотимики (особенно энергичные, непреклонные, принципиальные и последовательные) являются, по-видимому, господствующими натурами, героическими моралистами, чистыми идеалистами, холодными фанатиками, деспотами и гибкими, холодно расчетливыми дипломатами. Преимущественно шизотимиками с соответствующим строением тела являются Шиллер, Кернер, Уланд, Тассо, Гёльдерлин, Новалис, Пла-тен, Стриндберг, многие философы, как, например, Спиноза или Кант, вожди типа Кальвина, Робеспьера, Фридриха Великого и т. д.
Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности
У каждого человека есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые сообщают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отноше ...
Историко-культурологический аспект
Историко-культурологические исследования показывают, что свойства алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях.
В литературных источниках, датируемых V веком до н.э., есть упоминание о том, что скифы сыпали коноплю на раскаленные камни с цел ...
Кризис среднего возраста в когнитивной сфере
Кризис середины жизни
- психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно. В результате деп ...