Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков
Страница 3

Статьи по психологии » Копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков » Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков

Особую роль в преодолевающем поведении играет Я – концепция. Я – концепция, являясь базисным копинг – ресурсом, существенно определяет копинг – поведение человека. Позитивная и устойчивая Я – концепция позволяет максимально реализовывать потенциальные возможности (А.Н. Крылов), снижает социальную тревожность, дает чувство удовлетворенности жизнью, улучшает психическое самочувствие, регулирует уязвимость и чувствительность к суждениям окружающих [28, с. 90].

Отмечается, что важными резервными механизмами, защищающими позитивную Я – концепцию и усиливающими личностную мотивацию в процессе психического развития, являются такие ее структурные компоненты как потенциальное Я и отрицательный идеал Я.

Следует подчеркнуть, что позитивная Я – концепция, интернальный локус контроля, мотивация достижения, оптимизм существенно определяют такую стабильную личностную характеристику как общая самоэффективность, отражающую веру человека в свою способность преодолевать трудности.

И.М. Никольская и Р.М. Грановская показали, что выбор копинг-стратегии зависит и от свойств личности, которые были выявлены ими по опроснику Кеттелла [6, с. 14].

Дети напряженные, возбудимые, с низким самоконтролем чаще всего используют такие стратегии, как «дразню кого-нибудь»», «схожу с ума», «бью, ломаю, швыряю». Кроме того, для напряженных и возбудимых характерна стратегия «плачу, грущу», а для возбудимых – «борюсь, дерусь», «кусаю ногти», «говорю сам с собой». Стратегии аффективного ответного реагирования были также свойственны детям, склонным к риску, недобросовестным, с низким уровнем интеллекта, а «бью, ломаю, швыряю» еще и доминантным [33, с. 87].

Расслабленные, сдержанные, с высоким уровнем самоконтроля и добросовестные младшие школьники, испытывая напряжение и беспокойство, используют стратегию «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». Кроме того, они прибегают к замещающим занятиям (стратегии «рисую, пишу, читаю», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «играю во что-нибудь», «мечтаю, представляю»).

Тревожные дети выбирают четыре способа совладания со стрессом: «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сам с собой», «ем или пью». Имеющие низкую степень тревожности, наоборот, не испытывая потребности в поддержке, чаще всего предпочитают «оставаться сами по себе, одни».

Чувствительные школьники задействуют стратегии «молюсь», «рисую, пишу, читаю», «играю во что-нибудь», «прошу прощения, говорю правду». Интровертированные – «плачу, грущу», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «бегаю или хожу пешком».

В отличие от личностных детерминант, средовые факторы анализируются исследователями как пусковой механизм копинга [19, с. 77]. Именно ситуация, объективно трудная или субъективно так понимаемая, вызывает необходимость совладающего поведения.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации – угрожающий или благоприятный. Успешное разрешение ситуации зависит не в последнюю очередь от степени адекватности оценки происходящего. Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказываются результатом рассогласования между реальной сложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости. Когнитивные структуры включают в себя представления о событии и его трактовку, поведенческие схемы управления, ценности и убеждения человека, а также его знания о себе и своих способностях. По мнению Лазаруса Р. произведенная когнитивная оценка влияет на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реакции, определяя не только поведение человека, но и его эмоциональное состояние. Таким образом, когнитивная оценка является связующим звеном между восприятием стрессового события и его преодолением, обуславливая эмоциональные состояния и поведение в целом. Низкая способность к адекватной когнитивной оценке стрессовой ситуации детерминирует неадаптивный защитно–совладающий стиль поведения человека, что, в свою очередь, приводит к нарушению психологической адаптации. Основной ошибкой в когнитивных схемах является чрезмерная «катастрофизация» событий. Поэтому успешность выбранного стиля реагирования связана и с тем, будет или нет событие восприниматься как угрожающее [34, с. 256].

Таким образом, на сегодняшний день проблематика копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет подросток, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т.д. При этом копинг-стратегии подростков оцениваются с точки зрения их эффективности / неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам.

Следующую главу мы посвятим опытно-экспериментальной работе по изучению копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.

Страницы: 1 2 3 


Сравнение подростков из полных и неполных семей по показателям личностно-эмоциональных особенностей и характеру детско-родительских отношений
Для сравнения двух исследуемых выборок использовался критерий U Манна-Уитни. Были выделены следующие значимые различия: Таблица 7. Значимые различия подростков из полных и неполных семей Переменная Средний ранг U критерий Манна-Уитни Уровень значимости подростки из неполных семей подростки из полных семей 1. Р ...

Основные подходы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии периода раннего материнства. Помощь беременной.
Далее перейдём к описанию психогигиенических требований и психопрофилактических мер, способствующих наиболее гладкому прохождению каждого из этапов раннего материнства. Приведённые здесь принципы работы важно соблюдать медицинскому персоналу в сфере акушерства и гинекологии, применительно как к первородящим женщинам, так и рожающим повт ...

Дислексия как специфическое нарушение чтения
В современной литературе для обозначений нарушений чтения используются в основном термины: «алексия» - для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия, дислексия развития, или эволюционная дислексия» - для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением, в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, напри ...