Этика психодиагностики
Любая деятельность психолога-профессионала предполагает следование определенным нормам, регламентирующим в первую очередь взаимоотношения с клиентами и коллегами. Психолог несет особую ответственность за выбор нравственной позиции и принципов работы. При проведении психоджиагностики каждый психолог должен соблюдать и этические нормы и принципы своей работы. Когда на базе психодиагностики ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу, возникает ситуация, потенциально серьезно затрагивающая судьбы людей. Поэтому в принципах психодиагностики заложены одновременно социально-этические требования к психологу.
Принцип Ответственность
Принцип Компетентность.
Принцип Конфиденциальность. Гарантировать сохранность информации об индивиде, которая получена психологом в ходе диагностики — первейшая обязанность психолога.
Принцип Благополучие клиента.
Принцип научной обоснованности требует от психодиагностической методики, чтобы она была, как минимум, валидной и надежной, т.е. давала результаты, заслуживающие доверия.
Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информирования клиента о том, что и как у него будет выясняться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться.
Принцип объективности выводов требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, полученных с применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.
Принцип эффективности рекомендаций предполагает, что они должны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать рекомендации, практически бесполезные или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
При проведении психодиагностики предлагается соблюдать следующие морально-этические нормы:
· человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле, исключая особые случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом;
· перед тестированием нужно предупредить клиента о том, что в ходе исследования он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает;
· любой человек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могут использоваться;
· результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания;
· при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования;
· главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся тестами.
Психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (или соответствующую ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.
Специфические этические проблемы
возникают при психодиагностике лиц с отклонениями в развитии.
На это должен обращать внимание любой психолог независимо от его специализации — клинический психолог, психолог-консультант, психолог сферы образования и особенно специальный психолог.
Вопрос о необходимости информирования испытуемого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением.
Вопрос об изменении образа Я клиента.
Вопрос о понимании границ своей компетентности
Вопрос о толерантности психолога
Вопрос о дефект-центризме связан с низкой профессиональной компетентностью или профессиональной деформацией специалиста. Самым ярким примером является подход к клиенту как к объекту — носителю определенного симптома, составной части синдрома. Такое отношение не подразумевает ценностного и целостного подхода к личности клиента, к системе его жизненных отношений.
Широкое понимание этики — в определении ее как самоанализа и систематического осмысления предпосылок и следствий профессиональных действий, затрагивающих других людей и самого профессионала. Практика показывает острую актуальность формирования у будущего психолога и общих этических убеждений, и способности вникать в специальные этические вопросы в отдельных направлениях своей деятельности. Однако изучение этики не должно ограничиваться когнитивной составляющей, сюда обязательно должны включаться обучение по моделям, тренировка эмпатии, развитие умения делать логичные выводы и т.д.
Характеристики и личные качества руководителя. Виды
качеств руководителя
По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней:
• репродуктивный – умеет требовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы и распоряжения;
• адаптивный – умеет приспособить свои требования к особенностям подчиненных;
• локально-моделирующий – владеет страт ...
Антропологическая мысль представителей средневекового арабского мира
Проблемы человека рассматривалась и обсуждалась в арабском мире представителями всех идейных направлений.
Выделяются три главных подхода в изучении человека: теологический, мистический, философский.
1. Представители теологического подхода (
мутакаллимы-толкователи Корана и Святого предания Сунны), признавали всемогущего, вездесущего А ...
Научные
знания о депрессии. Основные виды депрессий
1. Невротическая депрессия - результат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия чаще всего встречается среди людей с определенными особенностями личности, например, прямолинейность, бескомпромиссность в сочетании с неуверенностью, нерешительность в определенных ситуациях.
Заболевание начинается со снижения настроения со с ...