Основные методы группового консультированияСтраница 2
Семейное групповое консультирование. Социальное консультирование семьи имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Следует отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социального семейного консультирования, возможно лишь обозначить основные стратегии: акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системный подход к семье. Анализируются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации; подход к семье как единице изменения, осмысления способов изменения ситуации.
«Активно-терапевтический» подход использует активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.
Концентрирование работы по принципу «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.
Семейное консультирование Фуллмера. Метод группового семейного консультирования Фуллмера базируется на утверждении, что индивидуальное поведение человека есть отражение его семейной ситуации. В центре внимания метода — использование позитивных образцов семейных отношений для формирования новых моделей поведения учеников, имеющих школьные проблемы.
В связи с тем, что негативное поведение было сформировано в рамках семейных отношений, предполагается найти позитивные модели семейного влияния, чтобы изменить существующее поведение детей, этому подчинены групповые процессы.
Семейная терапия Сатир. Согласно В. Сатир, семья — это самоорганизующая система, в основе отношений которой лежат принципы гомеостазиса: элементы системы реагируют друг на друга таким образом, чтобы сохранить баланс отношений. Многие проблемы В. Сатир предлагает трактовать как «дефекты» в системных семейных связях. Социальный терапевт, имея представления об идеальной семье, разъясняет сложившуюся ситуацию брачным партнерам, способствует их интеграции. Каждый член семьи рассматривается в соответствии с его ролью, в хронологическом контексте семейных отношений, большой объем времени уделяется работе над «болью», кризисными семейными ситуациями.
Структурная семейная терапия Минухина. Структурная семейная терапия направлена на изменение позиций членов семьи в конфликтных ситуациях. Социальный терапевт пытается разъяснить сторонам границы сложившихся отношений, представляя семью как мультисистему, включающую в себя: подсистему супруга (супруги), подсистему родителей, подсистему дальних и ближних родственников. Возникновение напряженности в системе семейных отношений возникает от неумения регулировать и адаптировать личное пространство (границы подсистемы) при возникающих внутренних и внешних изменениях (рождение детей, назначение, потеря работы и т.д.). Социальный терапевт обучает клиентов гибко выстраивать границы своей системы, отказываться от жестких моделей взаимодействия, заменяя их на более функциональные. Ключевым концептом С. Минухина является «соединение» терапевта и семьи, в результате чего возможно терапевтическое изменение.
Системная терапия Боуена. Теоретические подходы М. Боуена наиболее близко связаны с системным подходом. Согласно теории систем, если один элемент системы изменяется, то возникает такая реакция, которая приводит к изменению всей системы. М. Боуен рассматривает семью как мультигенерацию, где связи между поколениями играют определенную роль в семейном функционировании. Генограмма, структурная система межпоколенных связей, составленная терапевтом, дает возможность понять и оценить поведение отдельных элементов системы (супруги, дети, родственники, родители) в контексте проблем отдельного случая, а также в контексте всей системы родственных связей. Роль социального терапевта заключается в том, чтобы помочь каждому разобраться в своих функциях в системе семейных отношений.
Сравнение подростков из полных и неполных семей по показателям
личностно-эмоциональных особенностей и характеру детско-родительских отношений
Для сравнения двух исследуемых выборок использовался критерий U Манна-Уитни. Были выделены следующие значимые различия:
Таблица 7. Значимые различия подростков из полных и неполных семей
Переменная
Средний ранг
U критерий Манна-Уитни
Уровень значимости
подростки из неполных семей
подростки из полных семей
1. Р ...
Тревожность: анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины.
Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде вс ...
Особенности развития сенсорики у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом
В работах по специальной психологии умственно отсталых детей, подчеркивается, что основным признаком олигофрении является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляются и в сенсорно-перцептивном освоении умственно отсталыми детьми окружающего мира. Психофизиологическ ...