Заключение

Семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья.

Воспитание детей в неполной семье (после развода родителей) обладает рядом особенностей, большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат семьи после развода во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие ухода одного из родителей. Наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. Воспитание в семье после развода, то есть ухода одного из родителей имеет свои особенности, такие как недостаточный авторитет отца, чрезмерная опека матери, взаимоотношения с отчимом или мачехой, при этом у ребенка может возникнуть чувство вины в случившемся, что так же накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.

Существует много методик исследования личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. В нашей работе мы использовали методы направленные на изучение одностороннем взгляда на эти отношения, т.е. взгляде на них детей разведенных родителей

В результате проведения эмпирического исследования мы получили следующие результаты:

1. У детей разведенных родителей формируется личностная тревожность, т. к. со стороны матери наблюдается отсутствие отзывчивости, проявления симпатии, а со стороны отца – агрессивность, излишнее самоутверждение, эмоциональная холодность. А у детей из полных семей наблюдается более благоприятная ситуация, т. к. со стороны родителей наблюдается стремление удовлетворять желания своих детей.

2. Дети разведенных родителей отрицательно относятся к себе, к жизни, к друзьям, к школе, к семье, чем дети из полных семей.

3. Дети разведенных родителей проявляют нежные чувства больше к матери, к братьям и сестрам. Сильные положительные чувства проявляют к матери, а враждебные – к отцу. А подростки из полных семей проявляют все виды чувств к матери.

4. Дети разведенных родителей получают нежные чувства больше от матери, сильные положительные чувства – со стороны матери, братьев и сестер, слабые отрицательные и враждебные чувства – со стороны отца. Подростки же из полных семей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери и отца, сильные положительные чувства – со стороны отца, слабые отрицательные чувства – со стороны матери и других родственников, враждебные чувства – со стороны матери.

5. Дети из неполной семьи оценивают уровень своих эмоциональных переживаний радостных и грустных событий в прошлом, в настоящем и будущем как средний. Сильнее всего они переживают грустные события в настоящем и наступление грустных событий в будущем. Менее всего эмоциональную нагрузку несут радостные события в прошлом. У подростков из полных семей по всем видам событий, кроме будущих радостных событий, преобладает средний уровень эмоциональных переживаний. Наибольшие эмоциональные переживания вызывают будущие радостные события. Менее всего эмоциональную нагрузку несут грустные события в прошлом и грустные события в настоящем.

6. Дети разведенных родителей обладают выраженной ригидностью и дезадаптивностью, достаточно негативно относятся к семье как социальному институту, а также к сексуальным отношениям, коллегам по работе (учебе). Такие подростки сильно переживают грустные события, а их эмоции относительно радостных событий недостаточно ярки. В их семьях матери склонны проявлять директивность и недостаточно интересуются своими детьми. Но, несмотря на это, подростки из неполных семей испытывают более нежные чувства к матери, нежели к отцу, по отношению к которому склонны демонстрировать выраженные негативные и даже враждебные чувства.

7. Обобщив все вышесказанное можно сделать вывод о том, что мы в данной работе достигли цели и гипотеза о том, что в неполных семьях характер детско-родительских отношений является более сложным и противоречивым по сравнению с полными семьями, при этом наблюдается следующая тенденция: чем хуже отношения между родителями и детьми, тем более выраженными у подростков будут негативные личностно-эмоциональные особенности, а именно тревожность, низкая самооценка.

В заключение данной работы мы предложили программу коррекционных занятий для детей, переживших развод родителей.


Методика «Количественные отношения»
Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в ...

Приложения
Приложение 1 Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности Инструкция испытуемому. "Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: 1 - абсолютно неверно 2 - неверно 3 - ...

История и современное состояние психологии мотивацион. процессов
Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных времен. 1. Большинство научных подходов располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Рационализм - человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Только человек надел ...