Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей
Страница 3

Статьи по психологии » Личностно-эмоциональные особенности детей разведенных родителей » Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей

(цит. по: 51, с. 119). А.Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств (цит. по: 52, с. 87). Стабильность семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте [10].

В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях Э. Фромму удалось выявить следующее [51]:

1. Бегство от родителей.

2. Долженствование (вступление в брак из чувства долга).

3. Одиночество.

4. Следование традиции (инициатива родителей).

5. Любовь.

6. Престиж, поиск материальных благ.

7. Месть.

Мотив «бегство от родителей» означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте [17, с. 89]. Такой брак является попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели способом обогатить жизнь.

Заключение брака по мотивам «должествование» означает, что партнерша забеременела или же что половая близость сопровождалась переживанием вины.

Мотив «одиночество» встречался у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы [26].

На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями – болезнь, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, экономический и социальный кризис и т.д.). В связи с этим перед семьей возникают проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизнедеятельности. Исследование трудностей, с которыми сталкивается семья, идет в двух направлениях [33]:

1. Исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т.д.

2. Изучение «нормативных стрессоров» – трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникших при действии факторов, нарушающих жизнь семьи, внезапное тяжелое заболевание и т.д.

Все эти обстоятельства проводят к многочисленным сложным последствиям – проявлениям нарушений в жизни семьи: нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с одной стороны, а с другой – увеличение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение и возрастание сопротивления трудностям.

Семейные нарушения представляют собой сложные образования, включающие факторы, их обусловливающие (трудности, с которыми столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и ее реакции [51, с. 215].

Трудности, которые возникают перед семьей можно разделить на следующие группы:

1.

Острые:

внезапная смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в семье и социальном статусе (арест одного из членов семьи, банкротство и т.д.) [50].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие конфликта
Разнообразие точек зрения и различие в восприятии реальности порождает конфликтное поведение, поскольку понимание ситуации как конфликтной приходит в результате осмысления возникших противоречий, являющихся источниками конфликта. Случается, что отношения сторон могут ошибочно восприниматься ими как конфликтные, и поскольку объективная о ...

Первая любовь
Отношения между представителями мужского и женского пола существовали всегда, еще в детском саду возникает интерес к противоположному полу. А что уж говорить о подростковом возрасте, когда ребенок развивается и морально и физиологически. Именно в этом возрасте в жизнь человека и вторгается это самое чувство, осмысленное и важное. Сложн ...

Тернистый путь от детства к взрослости
Подростковый возраст(10-15 лет), с точки зрения педагогики и психологии - время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительную важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростко ...